lionfitnessclub.ru – В спорте каждый день

В спорте каждый день

Подготовка к олимпиаде по биологии. Литература для подготовки к олимпиаде по биологии. Физиология человека и животных

ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО БЫЛО НУЖНО

Никогда не думал, что буду заниматься биологией. Просто в голову не могло прийти. Я учился в обычной средней школе, без особого труда получал пятерки, воевал со всеми подряд в классе, чтобы не быть белой вороной, и все равно ей оставался. К седьмому классу конфликт утих, но это было уже не важно – мама отвела меня на подготовительные курсы в лицей. Я хотел поступать в гуманитарный класс: мне казалось, что нужно становиться юристом или адвокатом, чтобы зарабатывать хорошие деньги…

Короче говоря, меня отдали учиться на медика. Из подготовительных курсов больше всех помню учительницу по биологии: Дмитриеву Ольгу Ивановну. Она бегала по классу говорила: представьте, что я инфузория-туфелька! Раздавала нам тесты, где каждый свой ответ нужно было комментировать, быстро проверяла и объявляла: “Всем 2”. Причем с таким запасом юмора, что даже после десятого отправления переделывать всю работу у нас оставалось желание, все-таки сделать этот тест. Вступительные экзамены я сдал все на 5ки и только по биологии было 4. Впрочем, следующие два года до десятого класса мне больше нравилась химия и кролики на даче, чем ботаника с анатомией. Хотя биология наступала во все оружии. Инфузория Туфелька (мы так и продолжали за глаза звать Ольгу Ивановну) каждый урок вела по-разному, занималась с нами проектной деятельностью, и остальными педагогическими прелестями, мы ездили на конференции, защищали свои собственные экспериментальные работы. Но к олимпиадам она относилась прохладно. И как говорится, ВДРУГ я занял первое место на областной олимпиаде. А, это, как известно, означает, что можно ехать дальше на зональную олимпиаду и там всех побеждать, а потом и на всероссийскую. Мечтам не было предела. Областная олимпиада состояла из вопросов на размышления. Поэтому все силы я бросил на подготовку своей мыслительной машины: внушал себе аутотренингом, что я всех обыграю, что мои мысли мои скакуны, а память безгранична.
Закончилось это жутким расстройством: никаких вопросов на размышления не было. Были тесты, в которых половину слов я не понимал. И практический тур, где тоже было все худо: ну как обычный ребенок, хоть и в десятом классе может знать всех рептилий, птиц, млекопитающих, а еще и растения, да причем в лицо, и кстати по латыни?! Помню, еще там был плазмолиз и хроматография – их я худо-бедно поставил. Короче говоря, я был восемнадцатым. И тогда я решил, что так не годится. Кроме того, Господин Случай бросил к нам в почтовый ящик еще до олимпиады школьную газету, в которой рассказывалось про новый факультет в МГУ – Факульет биоинженерии и биоинформатики. Как я хотел туда поступить!..
А поступить туда можно было даже без экзаменов, если победить во всероссийской олимпиаде.
Грядущее лето я себе отменил, обманом пробрался в областную библиотеку и выписал все нужные книги на мамин читательский.

СТРАШНОЕ ЛЕТО

Чем занимаются летом нормальные люди? Ясное дело, что отдыхают. Чем занимался я? Готовился к олимпиаде. У меня в запасе было дней 250 и каждый день был на счету. Как я уже говорил, я вывез половину областной библиотеки по биологии. (Ну если быть точным: 4 книги по генетике, 2 по зоологии беспозвоночных, 3 по зоологии позвоночных, 2 по цитологии, 3 по физиологии, 3 по ботанике, 2 по экологии, 1 по геоботанике, 3 по анатомии, 3 по биохимии). Еще я докупил книгу по молекулярной биологии. Итого 27 книг. Их нужно было прочитать, законспектировать и выучить. Я назначил себе подъем на 9, отбой на 23, было отведено время на еду, а остальное) – на подготовку.
За лето я одолел половину книг, до октября закончил все. В результате у меня получилось 20 девяностолистовых тетрадей конспектов и куча споров с моей учительницей по биологии: я спорил с ней почти по каждому вопросу на уроке. В конце концов меня освободили от занятий по биологии.
Дальше была городские олимпиады по биологии, экологии и химии. Набравшись наглости я занял все первые места. А дальше было что-то.

МАМА ПРОТИВ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Я занял на областной олимпиаде не первое, а второе место. Это означало, что ни на зональную олимпиаду, ни на всероссийскую я не поеду. Причем эта история попахивала тем, что первое место продали. Я продолжал готовиться к олимпиаде, повторял конспекты, а мама названивала в наше областное министерство образования. До самого последнего дня они тянули, говорили, что кто поедет на зональную олимпиаду еще не известно… За день до выезда на зональную олимпиаду выяснилось, что меня в списках нет. Родители отправили меня после скандала с министерством за свои деньги.

Чтобы поехать на всероссийскую олимпиаду нужно на зональной было попасть в восьмерку первых. Я был четвертым, первое место нашей области на последнем.

В МАЙКОПЕ

Всероссийская олимпиада проходила в Майкопе. Тетушка, которая сопровождала меня свято верила в мои способности, и надеялась хотя бы на предпоследнее место. Я поселился в комнате с мальчиком из 9 класса, которого мы со вторым соседом тайно прозвали Лось и десятиклассником, с которым мы ехали в одном купе в поезде (бывают ведь совпадения). С ним мы быстро сдружились. Правда он временами курил чай, временами возвращался навеселе с расширенными зрачками, но каждый сам решает, как жить.

После теоретического тура у всех был упадок настроения, каждый считал свои баллы, слышались крики из соседнего окна: «Пацифист, сколько баллов?». Как я выяснил основные шансы на победу были у того самого Пацифиста (Москвина Ильи) и у Джона (Мымрикова Жени). После подсчета баллов получилось что я опережаю Джона. Практический тур пролетел как-то незаметно, устный отметился моим успехом у местных бабушек, которые выслушивали наши ответы. Долго ли коротко ли результат получился следующий: Абсолютное первое место: Москвин Илья далее Погодина Катя, я и Джон. Собственно это и была команда на межнар.

Каждый год летом и зимой в Мытищах организаторы олимпиады проводят сборы для тех, кто успешно выступил (в основном берут дипломы первой и второй степени). Кроме того летом там же проходит подготовку команда на международную олимпиаду.

Кроме того команда на международную олимпиаду постоянно ездит в МГУ к преподавателям биологического факультета. Что мы и делали, а еще, как полагается, ездили «зайцами» электричках и ходили гуськом через турникеты. В общем вытворяли такое, что понять может только приезжий. Еще я почему-то запомнил монстеру в кабинете Татьяны Андреевны, которая нас учила делать срезы. Я с завидным удовольствием поливал эту монстеру соляной кислотой, да простит мне Татьяна Андреевна.

ЭМИРАТЫ, АВСТРАЛИЯ, НАДУВНОЕ КЕНГУРУ

Нам в тот год особенно повезло: международная олимпиада проводилась в Австралии. Если мне не изменяет память это 14 часов полета из Москвы. В Австралию мы летели с остановкой в Дубаях. Очень милая страна, как только приехали мы… замерзли, в автобусе от кондиционеров.

Нам вообще не советовали выходить из номеров, но как можно быть в Дубаях и не погулять? Мы пошли искать море. Расположение моря мы определяли по Джону: он указывал пальцем в сторону и говорил: «Море там.» Мы шли метров пятьсот, потом Джон тыкал пальцем в другую сторону, и мы сворачивали. Прошли ровно по кругу. Море так и не обнаружили, зато увидели кафе «Beryozka». Мы конечно туда не пошли, но обрадовались.

В Австралии нас поселили в университетском городке в комнаты по одному. В каждой комнате был телефон, так что первое что мы сделали это начали звонить по остальным комнатам и спрашивать: “Do you speak English?” Собственно про инглиш спрашивал Джон, а потом отдавал трубку мне, и я выжимал из себя еще пару фраз. Как ни странно второй на проводе была девочка из Казахстана, так что дальше было: “Do you speak Russian?” Кроме того у Джона в комнате стоял холодильник, а в холодильнике вино, которое мы решили оставить на празднование конца олимпиады.

На олимпиаде общались мы в основном с русскоговорящими: Латвией, Молдовой, Эстонией, Белоруссией и Украиной (с некоторыми дружим до сих пор). Не знаю почему, но на олимпиадах команды из России обычно любят шутить над непонимающими русский язык. До нас парень из русской делегации, что-то отпустил непристойное, когда ехал в лифте с американцами о чем скоро пожалел: одна из них раньше жила в России. В Австралии же наши друзья по СНГ играли в какую-то народную китайскую игру из палочек: из них строится башня, а потом из башни вытягиваются палочки. После того как мы присоединились, башня превратилась в, не буду говорить какое, пожелание китайцам (со смыслом: «не выиграете вы олимпиаду»), у меня даже сохранилась фотография с одним парнем из Азии на фоне этой надписи. Помниться я ему сказал, что это пожелание доброго утра. С возрастом должно, наверное, становиться стыдно за такое, но почему-то кому бы я ни показывал до сих пор ничего, кроме смеха, эта фотография не вызывала. Кстати тот, парень, как оказалось, играл русский гимн на пианино, а потом занял абсолютно первое место на олимпиаде.
Из наших шалостей помню еще одну. На студенческой кухне мы с Джоном примотали Илью, Катю и Олю из Молдовы к стулу полиэтиленовой оберткой, написали “Made in Russia by Djon and Denis” долго смеялись, а потом пошли звать иностранцев посмотреть на наше творение. На нас все потом смотрели как на подозрительных личностей. Только security, выгонявший нас с кухни долго смеялся.

Время летело быстро, закончился практический, а потом и теоретический туры олимпиады. С Джоном мы решили это все отметить.

Выпили ту самую бутылку и пошли на охоту за кенгурой. Та самая кенгуру стояло в корпусе наших наставников. Надувная в половину нашего роста. Загребли ее под мышку и пошли к себе домой. На следующее утро мы узнали, что какие-то «придурки», по словам нашего наставника, унесли кенгуру у главной наставницы. Сложно все-таки завтракать, если от смеха хочется чай расплескать. Мы как охотники конечно хотели увезти трофей с собой, но нам было жалко наставницу, от которой ушел любимый кенгуру. На следующий день она была самой счастливой из всех, кого мы видели. Раздавала всем сувенирные кепки и прощалась, ведь все разъезжались может быть для того, чтобы больше никогда не увидеть друг друга.

Иванова Альфия Минхафизвна учительбиологии –из выступления на секционном совещании учителей биологии-химии в рамках августовской педагогической конференции учителей Рыбно-Слободского района на тему: «Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы»

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные : хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической .

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению биологии учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе олимпиады.Одновременно с выявлением школьников интересующихся биологией и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, кружки, элективы.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольк их принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.

Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.


Написанное тут является сугубо личным мнением автора, сформировавшимся за время общения с людьми из разных ВУЗов и наблюдений за тем, как складывается их жизнь. Никоим образом не претендует на звание истины в последней инстанции.

Перед любым школьником рано или поздно встает вопрос: быть или не быть куда поступать? Если ваш выбор пал на Биологический факультет нашего МГУ, эта статья вам может быть полезна. Хотя, если только думаете, куда идти, тоже можете что-нибудь для себя узнать.
Прежде всего, несколько слов о выборе и том, почему стоит идти туда или в другое место. В околобиологической когорте ВУЗов генерально можно выделить следующие направления:
· Биология классическая — старая, добрая. С ней все, думаю, понятно, это именно биология, без резкой специфики. Плюс ее (в отличие, скажем, от направления биоинформатики и иже с ними) в том, что вы так или иначе будете знать биологию вообще, а не крайне частный ее кусок. Вузы, готовые вам это предоставить - это в первую очередь, конечно, Биофак МГУ. Ну и Биофаки других приличных заведений типа СПБГУ или Казанского Университета. Определенный минус заключается в том, что после окончания идти (если по специальности, разумеется) можно в два направления: в науку и в преподавание. И в том, и в другом достойную жизнь снискать можно, но для этого надо неслабо постараться. А кому сейчас легко? Но, так или иначе, имейте в виду, что классическая биология (особенно полевая) - сейчас не мэйнстрим. С рукам вас, как специалиста, никто отрывать не будет. Хотя, повторяю, достойное место под солнцем завоевать можно.
· Медицина - это направление сильно отличается. Идти туда стоит только если вы хотите этим заниматься и свою дальнейшую жизнь видите связанной с медициной. Если так, то вас ждут различные меды: от ФФМа (Фундамеда) до кучи всяких нумерованых. Востребована эта область будет всегда, другое дело что зарплаты обычных врачей уже вышли из сферы анекдотов и перешли в черный юмор… Но, уйти в востребованную область можно и оттуда (всякая фармацевтика (там, кстати, наряду с химиками нужны микробиологи), микрохирургия и еще Бог знает что).
· Биофизика, биоинжинерия, биоинформатика - еще более специфическая область, получившая большое развитие лишь в последнее время. Ее плюс является ее же основным минусом: сейчас это мэйнстрим. Оно востребовано, да! Но на данный момент представляет из себя своего рода Юрфак, только в биологии. Туда ломятся все, кому не лень. Поэтому конкурсы дикие. Еще большой минус в том, что кончив, например, ФББ (факультет Биоинжинерии и Биоинформатики), вы не будете знать биологии в общем. Вы будете очень и очень узким специалистом: в своей области знаю все, в других - на уровне общей грамотности. К тому же, я знаю не одного человека, который пытался перейти с ФББ на Биофак, но не знаю ни одного противоположного случая. Они, скорее всего, тоже есть, но общая тенденция все-таки заключается в переходе «оттуда», чем «туда». Из приличных ВУЗов в этом направлении я знаю два: уже упоминавшийся ФББ и Биофак МФТИ (Физтеха). Про последний могу сказать только одно: имейте в виду, это физика. В первую очередь физика. Ну и потом, МФТИ находится у черта на рогах в Долгопрудном.
· Преподавание . На самом деле, из классической биологии в него тоже можно прийти. Причем, как специалист, вы будете, возможно, даже компетентнее. Другое дело, что в различные педы поступить гораздо проще.
Поскольку моя компетентность в поступлении куда угодно, кроме Биофака находится примерно на уровне плинтуса… подвального этажа… говорить мы будем именно о нем, Биофаке.
Итак, чтобы туда поступить, надо сдать пять экзаменов: ЕГЭ по русскому, математике (профильный), химии и биологии и ДВИ (внутренний экзамен) по биологии. В 2016 году проходной балл составлял 431 (из 500). Это немало. И набирать эти баллы «честно и в лоб» достаточно сложно. Тут нам на помощь и проходят олимпиады.

Они бывают четырех уровней:
· Всерос - Она же «Всероссийская олимпиада школьников». Если вы стали призером или победителем заключительного этапа по своему профилю (у нас - биологии) - вы царь и Бог, все двери вам открыты, только аттестат получите. Вас берут автоматом. Если не по профилю - вы имеете 100 баллов за ЕГЭ по этому предмету. Это единственная олимпиада, которая не требует подтверждения ЕГЭ и учитывается с 9 по 11 класс (т.е. нет разницы, когда вы победили — вас все равно возьмут).
· 1 уровень - котируется всеми ВУЗами. В контексте Биофака: если вы стали победителем по биологии, вас примут с распростертыми объятиями, если призером - вы имеете 100 баллов за ДВИ. Если не по биологии - в любом случае 100 баллов за ЕГЭ. Однако немаловажный момент, чтобы «сработала» ваша олимпиада первого уровня, необходимо написать ЕГЭ по этому предмету выше определенного порога. В 2017 году он выставлен на уровне 74 баллов (источник - зам.декана Биофака, Белякова Галина Алексеевна).
· 2 уровень - берут в расчет некоторые ВУЗы, Биофака в их числе нет.
· 3 уровень - совсем ерунда. Никому по большому счету не интересны.

Какая олимпиада какого уровня, смотрите тут:
Подробнее стоит поговорить об олимпиадах первого уровня по биологии. Их всего три: Ломоносовка (олимпиада «Ломоносов»), ПВГ («Покори Воробьевы Горы») и Питерская (олимпиада СПБГУ).
· Ломоносовка . Состоит из двух этапов: заочный и очный. Заочный - вы дома, сидя с чайком на диване, за несколько часов должны решить задания в режиме онлайн. Гугл у вас при этом никто не отбирает. Только следите, ради Бога, что вы оттуда списываете! Да и всех прочих людей тоже. Лайфхак: в свое время (это было давно и неправда) мы с одноклассником писали ее вдвоем, общаясь по Скайпу. Делалось это скорее прикола для, но вам никто не помешает использовать этот прием и с серьезными намереньями. Тогда компанию можно и расширить. Заочных этапа два, в разное время. Из них достаточно написать один: результаты никак не суммируются, сделано это только для того, чтобы не лишать вас шанса в случае, если в одну из назначенных дат вы сломали ногу, уехали к бабушке, выиграли в лотерею. Очный - все серьезно, вы приходите и пишете уже на бумажке от руки, развернуто, все по-взрослому. Чтобы на него пройти, надо достойно написать заочный (больше его результаты нигде не учитываются: окончательные списки победителей формируются по результатам очного этапа). Содержание Ломоносовки с одной стороны достаточно разнообразно, с другой - в общем схоже из года в год. Там точно будет одно-два задания на натуралистику, задача на генетику, что-нибудь, связанное с генетическим кодом, и, почти наверняка, расчетная задача скорее на математику, чем на биологию. Поэтому очень рекомендуется перед очным туром прорешать задания прошлых годов. Минус Ломоносовки в том, что апелляции там нет почти никакой: она заочная и крайне мутная. Вы им все пишете, они вам говорят «принято-отказано». Без объяснений.
· ПВГ . Принцип действия тот же, что и у Ломоносовки: заочная, очная. Некоторая специфика в том, что на там очень не любят москвичей. Слишком умные, потому что. Изначально ПВГ создавалась как альтернатива Ломоносовке для регионов России, но Москва побеждает и там. Так что если вам могут снять баллы - вам их снимут. Но попробовать никто не мешает - вдруг?
· Питерка . Субъективно легче, чем предыдущие две. По крайней мере многие люди, с которыми я общался, это признают. Также два этапа: очный-заочный. Некоторая проблема в том, что очный этап в Москве не вполне устоявшийся: он то есть, то его нет, то он появляются в последний момент и пишется в коридорах библиотеки МГУ. Поэтому, если вы делаете ставку на Питерскую олимпиаду, лучше просто поехать писать очный этап в тот же Питер или Казань.

В общем, ситуация такая. Однако, даже написанное тут не является истиной, отлитой в скрижалях. Система нашего образования устроена так, что окончательные свои предпочтения по олимпиадам (всем, кроме Всероса, он работает в любом случае) каждый ВУЗ устанавливает сам, причем он обязан это сделать до шестого июня текущего года. То есть, когда все олимпиады уже прошли (скажем, еще в 2015 году Биофак брал в зачет олимпиады второго уровня по химии и математике, в 2016 - уже нет). «Могучая тройка», про которую мы говорили - наиболее устойчивый оплот постоянства во всем непостоянном олимпиадном мире. Их тронут в последнюю очередь. Поэтому следите за новостями и пишите, все что только сможете. Успехов вам!

Дополнительные плюшки. «А она кто, дети или инвалид?» В небольшом количестве, но все же есть. Их дают за:
· Итоговое сочинение. От фиги без масла до трех баллов. Проверяют его уже внутри ВУЗа, причем критерии неведомы (был случай, когда сочинение, на проверке в школе получило крайне условный «зачет», а в ВУЗе два балла из трех).
· Отличный аттестат. Вообще, у аттестата есть три агрегатных состояния: с двойкой (то есть его отсутствие), среднестатистический и отличный. Про средний балл - ерунда, не учитывается. Отличный аттестат дает (точнее, давал в прошлом году) 5 баллов.
· Спортивные достижения. ГТО, олимпийское призерство (серьезно!) и еще что угодно, на усмотрение приемной комиссии - максимум 5 баллов.

Как и по чему готовиться к олимпиадам.

Еще раз оговорюсь, это исключительно мой опыт и мое виденье ситуации.

Книжки . Наше все. Читайте, ребята. Это исключительно то, что я могу порекомендовать, исходя их своего опыта. Возможно, кому-то это будет слишком сложно - не расстраивайтесь, все придет с опытом.
· Ботаника - Лотова «Морфология и анатомия высших растений» . Все и про всех. К слову, в этой области кружок дает неплохую базу по полевым знаниям (на Всеросе девятого класса она вам пригодится, когда будете определять травки).
· Зоология беспозвоночных. Два варианта. Либо Догель «Зоология беспозвоночных» — достаточно прост и понятен, но безнадежно устарел. Анатомию по нему учить еще можно (хотя, кое-где уже и ее перекопали), систематику - и не думайте. Либо Рупперт с соавторами «Зоология беспозвоночных» же. Четырехтомник. Свежий и современный, однако многим может показаться сложным. Содержит кучу не нужных подробностей, которые надо уметь выпускать. Но, несмотря на это, очень хорош.
· Зоология позвоночных. Тоже два варианта. Либо Наумов-Карташов «Зоология позвоночных» — проще в восприятии и содержит достаточно много описаний образа жизни, внешнего вида и т.д. Либо Дзержинский «Сравнительная анатомия позвоночных» . Это, ребята, жестко. Именно что сравнительная анатомия. Но зато там все разобрано по косточкам. Причем, отчасти и в прямом смысле тоже.
· Цитология, генетика, биохимия. Вариантов достаточно много. Грин-Стаут-Тейлор «Биология». Трехтомник. В нем есть всего понемногу и не на самом заоблачном уровне. Ленинджер «Основы биохимии» — это чисто биохимия и ничего лишнего. Дерябин, «Функциональная морфология клетки» — цитология на весьма серьезном уровне. « Campbell biology » — очень хорошая книга на английском. В последнее время была переведена, но из-за каких-то бюрократических проволочек не отпечатана. Ищите в интернете.

Интернет-источники. Тоже крайне полезны.

Скрытый текст виден только

Всероссийская олимпиада школьников по биологии рассчитана на учащихся 6– 11 классов. Первые соревнования проводились в отдельных школах и городах. Начиная с 1950 года биологическую олимпиаду стал организовывать биолого-почвенный факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Победителями олимпиады были такие известные биологи, как, например, А. С. Кондрашов и Е. В. Кунин. Первая Всероссийская олимпиада школьников по биологии, согласно приказу Министерства просвещения РСФСР, прошла в 1979 году в Барнауле.

Корпорация «Российский учебник» продолжает публикацию методических рекомендаций для учителей по подготовке к олимпиадам. Своим личным опытом воспитания юных биологов поделилась учитель биологии школы Летово Алина Корбут.

Практика и вузовские учебники для школьников

– Уже на школьном этапе олимпиады по биологии школьного учебника не хватит . Необходимо знание дополнительного материала. Обольщаться, что этот материал школьники найдут самостоятельно – не стоит. Даже самым умным и талантливым нужна навигация в море информации. Поэтому опытный учитель всегда подскажет, какая дополнительная литература будет здесь полезна. Какой курс генетики, например. И это будет скорее всего компиляция из нескольких научных книг, частично из учебников, частично из задачников, из которых хороший преподаватель может составить методический материал для курса.

Чтобы подготовить учеников к успешному выступлению на олимпиаде регионального уровня и выше, нужно обязательно проводить с ними практические занятия. Как правило, на практическом туре выступают хуже, чем на теоретическом, даже школьники с высоким уровнем подготовки. Это говорит о том, что в большинстве школ недостаточное внимание уделяется отработке учащимися практических навыков. Так, на олимпиаде требуется идентифицировать срезы тканей и органов животных и растений, кости человека, определять насекомых хотя бы до отряда, пользоваться дихотомическими ключами для определения разных организмов, проводить качественные реакции на различные вещества, измерять кинетику ферментов, осуществлять простейшую статистическую обработку результатов.

В Москве рекомендуется участвовать в курсах и практикумах по подготовке к олимпиаде, которые организует Центр педагогического мастерства (ЦПМ). Как правило, на них приглашаются школьники, успешно выступившие на региональном этапе и выше.

Когда речь заходит о подготовке к олимпиаде, то здесь надо понимать, что у соревнований разного уровня требования к подготовке отличаются. Но даже на олимпиадах достаточно высокого уровня, например, регионального, информация в основном взята из вузовских учебников. По сравнению со Всероссийской олимпиадой школьников по биологии, олимпиады первого уровня, например, «Ломоносов» и «Покори Воробьевы горы», конечно, проверяют дополнительные знания, но внепрограммный материал нужно будет применить на практике для решения каких-то задач. Таким образом эти дополнительные знания будут творчески осмыслены.

Не надо заставлять читать ребенка весь вузовский учебник целиком. Да он этого и не будет делать. Нужно выбрать только важную информацию. Практически во всех областях биологии так и происходит. Часто школьники опираются только на конспект лекций определенного преподавателя. Потому что каждый преподаватель, который готовит ребенка к олимпиаде, читает какой-нибудь курс, и он компилирует все, что потребуется для подготовки к олимпиаде. И дети в этом случае тоже могут не пользоваться учебниками.

Для того, чтобы подготовиться к олимпиаде любого уровня, нужно войти в ее архив , который поможет проанализировать требования данной олимпиады и сделать выводы о том, куда двигаться дальше.

Далее я обычно делала так: приезжала на биологический факультет и скупала в университетской лавке половину книг. Это были вузовские учебники, учебники для аспирантов, студентов, школьников. Выбор диктовался только тематикой, которая меня интересовала.

Учебники, чтобы заинтересовать школьников, должны быть такими, чтобы их можно было читать для удовольствия. В них должно быть больше описаний экспериментов, потому что биология – экспериментальная наука. Учащиеся сами должны проводить на уроках опыты. Человек, который никогда не смотрел в микроскоп, едва ли может хорошо разбираться в биологии.

Книга в помощь

Всероссийская олимпиада школьников по биологии, в отличие от конкурсов, рефератов или исследовательских работ, охватывает более широкий круг биологических дисциплин и способствует формированию широкой биологической эрудиции. Олимпиада проверяет способности и умения учащихся решать различные биологические проблемы, проводить эксперименты.

Конкурсные мероприятия проводятся по олимпиадным заданиям, разработанным с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии олимпиады .

Все этапы олимпиады могут проводиться в два тура – теоретический и практический. Однако проведение практического тура на школьном и муниципальном этапе не является обязательным.

Теоретический тур определяет уровень подготовки участников с помощью тестовых заданий нескольких типов: «Выбор одного ответа из четырех», «Выбор нескольких ответов (от нуля до пяти) из пяти», «Определение правильности утверждений», «Задания на соотнесение».

Цель практического тура – определение уровня подготовки к осуществлению практической деятельности в области биологии. Учащиеся должны показать навыки работы с микроскопом, морфологического описания растений, приготовления микропрепаратов, проведения простейших экспериментальных исследований.

Конечно, уровень подготовки учащихся разных классов различается, поэтому число этапов практического тура может быть разным. Так, девятиклассники обычно соревнуются в умении проводить биологические исследования в трех обязательных кабинетах: «Морфология растений», «Зоология беспозвоночных» и «Гистология. Ткани и стадии эмбриогенеза». Учащиеся 10 и 11 классов обязаны продемонстрировать умения проводить исследования в кабинете «Анатомия растений». Также им могут быть предложены задания в кабинетах «Зоология позвоночных», «Физиология растений», «Цитология», «Анатомия и физиология человека», «Микробиология». Задания в кабинетах «Биохимия» или «Молекулярная биология», а для учащихся 11 классов еще и «Генетика».

Подготовка к олимпиадам

по биологии

Учитель биологии

МОУ «МГМЛ»

Магнитогорск

Введение. 2

1. Теоретическая подготовка. 3

1.1. Работа с текстами. 3

1.2. Работа с таблицами. 6

1.3. Задания на соответствие. 11

2. Практическая подготовка. 14

2.1. Ботаника. 14

2.2. Зоология. 19

2.3. Анатомия. 28

Введение

Олимпиады по биологии позволяют повысить мотивацию учащихся к изучению базового учебного предмета «Биология». Олимпиада даёт возможность заинтересовать широкий круг учащихся и популяризовать биологические знания.

Олимпиада является одной из форм внеклассной работы . Первый отборочный тур проводится на школьном этапе, а затем на уровне района, города и т. д. Поэтому одной из главных задач олимпиады является выявление наиболее способных школьников и их подготовку к разным этапам олимпиадного движения. Предлагаемое пособие могут использовать учителя биологии и учащиеся, интересующиеся биологией и самостоятельно готовящиеся к олимпиаде.

Задания, проверяющие степень информированности учащихся по биологии;

Задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития;

Задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска.

Олимпиада школьников по биологии проводится на основе общеобразовательных программ основного общего образования и включает теоретические и практические туры.

Теоретический тур олимпиады направлен на проверку общебиологических знаний как основы научной картины мира, норм и правил здорового образа жизни, умений характеризовать, распознавать, определять, сравнивать, объяснять и сопоставлять биологические объекты, процессы и явления, делать выводы по следующим разделам:

- «Биология – наука о живой природе»;

- «Клетка как биологическая система»;

- «Организм как биологическая система»;

- «Многообразие организмов»;

- «Человек и его здоровье».

Практический тур для всех участников олимпиады может включать задания по морфофункциональной характеристике биологических объектов и выполнение экспериментального задания. На практическом туре учащиеся должны показать умение работать с микроскопом, делать морфофизиологическое и морфофункциональное описание биологических объектов, приготавливать микропрепараты, проводить простейшие эксперименты, при этом учитывается техника проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, обоснование полученного результата.

Олимпиада по биологии позволяет оценивать качество подготовки учащихся по предмету и выявлять одаренность её участников.

1. Теоретическая подготовка

1.1. Работа с текстами

1.

Снаружи листа находится кожица, образованная … (1) тканью. В основном кожица состоит из крупных бесцветных клеток. Другие клетки имеют хлоропласты и расположены парами, образуя …(2). Изменение их формы приводит к образованию - …(3) щели, через которую происходит газообмен. Под кожицей находится мякоть листа, состоящая из …(4) ткани. Мякоть листа пронизана жилками, в строении которых различают ткани: … и … (5,6). Они выполняют функции опоры и передвижения питательных веществ.

2. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Верхушка корня покрыта корневым чехликом, образованным … (1) тканью. Основное его значение - …(2) молодых клеток корня. Следующие зоны - …(3) и …(4) обеспечивают рост корня в длину. Они состоят из клеток … (5) ткани. В зоне всасывания происходит поглощение из почвы воды с растворенными минеральными веществами. Процесс всасывания осуществляют вытянутые клетки - …(6). В зоне проведения находится осевой цилиндр, обеспечивающий проведение полезных веществ в побег и придающий прочность корню. Осевой цилиндр образуют ткани: …(7, 8).

3. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип/отдел, отряд/семейство, вид).

На полях с плохой почвой можно встретить удивительный организм, который иногда ошибочно называют «елочкой». Предки его были огромными деревьями, жившими на нашей планете много миллионов лет назад и дошедшие до нас в пластах каменного угля. Описываемый организм имеет длинные корневища и стебель, состоящий из члеников с неразвившимися листьями. Ранней весной у него появляются колоски со спорангиями. Вскоре весенние побеги отмирают, и вместо них появляются летние побеги с многочисленными мелкими зелеными листьями.

4. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Транспорт веществ в растительном организме происходит по… (1) тканям. Эти ткани пронизывают все растение, соединяя основные вегетативные органы – корень,… и …(2,3), а также цветки и плоды. Вода с растворенными минеральными веществами передвигается от корней к побегу по слою - …(4). Ее главные проводящие элементы, которые называют…(5), представляют собой длинные трубки, образованные стенками мертвых клеток без поперечных перегородок между клетками. Органические вещества передвигаются от листьев к корням по …(6).

5. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова.

Различают три основных типа видоизмененных побегов: клубень,… и …(1,2). Как и на любом другом побеге в строении клубня картофеля выделяют стебель, на котором расположены…(3) и…(4), иначе их называют бровки и глазки. В видоизмененном стебле накапливаются запасные питательные вещества. Для клубня картофеля основным запасным веществом является…(5). Способ размножения картофеля клубнями принято считать…(6), так как в размножении не принимают участие половые клетки (гаметы).

6. Прочитайте текст и озаглавьте его. Вставьте пропущенные слова .

Почка – зачаточный …(1). Снаружи почки обычно располагаются…(2), которые защищают ее от высыхания и механических повреждений. Осевая часть внутреннего строения представлена…(3). На этой оси находятся…(4), а в их пазухах можно различить…(5). Почки, из которых развиваются побеги с листьями, называют…(6), а почки, из которых формируются соцветия,-…(7).

7. Вставьте пропущенные слова в тексте.

Семя фасоли снаружи покрыто плотной … (1). Она предохраняет от высыхания и повреждения остальные части семени. Под ней располагается … (2). Основной запас семени фасоли содержится в …(3). Между ними находится зародышевый корешок, … и … (4,5). В отличие от семени фасоли у зерновки пшеницы основной запас питательных веществ находится в …(6), который образуется при слиянии спермия с …(7).

8. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

Впервые ядро в растительной клетке обнаружил английский ботаник Роберт Броун. Рассматривая разные части растения в микроскоп, он сделал вывод, что все растительные клетки содержат ядра.

1. Все ли клетки цветкового растения содержат ядра? Приведите примеры.

2. Укажите функцию ядра в растительной клетке. Каким образом она связана с основной функцией ткани? Приведите пример.

9. Проанализируйте текст и ответьте на вопросы.

По совету известного ученого натуралиста Карла Линнея в Швеции в 18 веке были созданы цветочные часы. По ним определяли время в зависимости от того, какие цветки раскрыты. В 5 часов свои лепестки раскрывали цветки козлобородника, а в 12 часов ночи закрывались цветки кактуса.

a. Почему разные цветки раскрываются в разное время суток?

б. Какие процессы жизнедеятельности растения обеспечивают движение лепестков околоцветника?

10. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь, обоснуйте свой ответ, выделите признаки принадлежности к конкретной систематической группе .

Море – естественная среда обитания этих животных. Характерная особенность всех животных данной систематической группы – наличие стрекательных клеток, содержащих ядовитую жидкость. Таким оружием животные пользуются и для защиты и для нападения. Описываемый организм относят к одиночным формам, хотя близкие его родственники образуют гигантские колонии и даже рифы. Тело животного радиально симметрично и более чем на 90% состоит из воды. Его купол, или зонтик, может достигать 40 сантиметров в диаметре. На нижней стороне зонтика расположено ротовое отверстие, вокруг которого свисают длинные ротовые лопасти. Пищеварение осуществляется в кишечной полости. Окраска купола розоватая, в средней его части крестообразно расположены половые железы.

11. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком организме идет речь. Обоснуйте свой ответ, выделив в описании признаки принадлежности к конкретной систематической группе (царство, тип \ отдел, отряд \ семейство, вид).

Это весьма своеобразные морские животные. Их большое обтекаемое тело покрыто пухом, а под кожей расположен толстый слой жира. Летать и быстро бегать они не могут, зато превосходно плавают и ныряют. Передние конечности их приспособлены к водному образу жизни и видоизменены в ласты. На суше они передвигаются на задних конечностях или скользят по льду на брюхе. Опорой для органов тела является внутренний костный скелет, особенностью которого можно считать наличие киля и развитость грудной мускулатуры. Возможность обитания в суровых полярных условиях обеспечивается теплокровностью и сложно устроенной центральной нервной системой. В период размножения самка откладывает яйцо, которое насиживает стоя, держа его на лапах и прикрывая сверху брюшной складкой.

12. Прочитайте текст. Догадайтесь, о какой структуре организма человека идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Это особая разновидность соединительной ткани, представляющая собой жидкость белковой природы. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Кроме жидкой части, в ней можно обнаружить форменные элементы, образующиеся в специальных узлах. Основное значение этих форменных элементов заключается в защите организма от чужеродных микроорганизмов. Движется эта жидкая ткань по особым незамкнутым сосудам. Сосуды соединяются в грудной проток, впадающий в полые вены большого круга кровообращения, и загаданная ткань включается в состав крови.

13. Прочитайте текст. Догадайтесь, о каком органе идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Данное биологическое образование прочно сращено с костью. Основное значение его заключается в обеспечении роста костей в толщину и срастания костей при переломах. Сквозь живые клетки этой биологической структуры проходят нервы и кровеносные сосуды в полости костей.

14. Прочитайте текст. Догадайтесь, о какой структуре организма человека идет речь. Обоснуйте свой ответ.

Этот орган есть только у млекопитающих. Он разделяет грудную и брюшную полости. У новорожденных в связи с более горизонтальным расположением ребер купол его более выпуклый, а у пожилых людей он сильно уплощен. Данный орган участвует в акте дыхания вместе с мышцами живота. Купол, обращенный выпуклой поверхностью в сторону груди, уплощается во время вдоха, увеличивая объем грудной клетки. Через отверстие в этом органе проходят кровеносные сосуды, нервы и пищевод. Волокна органа способны сокращаться и расслабляться.

1.2. Работа с таблицами

Заполните таблицы, используя порядковый номер слова из словарика. Обозначения в некоторых графах могут повторяться.

1. Сравните животных, относящихся к классам Двустворчатые моллюски и Малощетинковые черви.

Признаки сравнения

Тип Моллюски

Класс Двустворчатые моллюски

Тип Кольчатые черви

Класс Малощетинковые черви

Представитель

Отделы тела

Покровы тела

Пищеварительная система

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Словарик: 1. Дождевой червь 2. Рот 3. Поверхность Глотка 5. Кожно-мускульный мешок 6. Мантия 7. Беззубка 8. Зоб 9. Кишечник 10. Жабры 11. Раковина 12. Незамкнутая 13. Две почки 14. Нога 15. Членики 16. Замкнутая 17. Туловище 18. Парные выводные трубочки в сегментах Сифоны 20. Желудок

2.

Признаки сравнения

Речной рак

Отделы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Почки 2. Кожа 3. Глаза 4. Окологлоточное нервное кольцо 5. Головогрудь 6. Хитин 7. Наружный 8. Орган слуха 9. Мочеточники 10. Жабры 11. Незамкнутая 12. Конечности 13. Головной мозг 14. Усики 15. брюшко 16. Клоака 17. Внутренний 18. Орган осязания 19. Туловище 20. Спинной мозг 21. зеленые железы 22. Орган обоняния 23. Голова 24. Замкнутая 25. Брюшная нервная цепочка 26. Легкие 27. Мочевой пузырь

3. Сравните животных типов Членистоногие и Хордовые

Признаки сравнения

Отделы тела

Конечности

Кровеносная система

Дыхательная система

Нервная система

Выделительная система

Словарик : 1. Сухая кожа без желез 2. Носовые отверстия 3. Головогрудь 4. Легкие Узлового типа 6. Хитин 7. Наружный 8. Замкнутая 9. Шея 10. Почки 11. Членистые конечности – 4 пары 12. Гортань 13. Выделительные трубочки 14. Хвост 15. Роговые чешуи 16. Мочевой пузырь 17. Незамкнутая 18. В форме нервной трубки 19. Голова 20. Клоака 21. Бронхи 22. Передние и задние конечности 23. Брюшко24. Мочеточники 25. Внутренний 26. Туловище 27. Трахея (трахеи).

4. Сравните животных, беспозвоночное и позвоночное, обитающих в пресном водоеме

Признаки сравнения

Речной рак

Речной окунь

Отделы тела

Покровы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Выделительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Жабры 2. Замкнутая 3. Зеленые железы 4. Внутренний 5. Почки 6. Кожа 7. Хитин 8. Слизь 9. Незамкнутая 10. Наружный 11. Кости и хрящи 12. Глаза13. Окологлоточное нервное кольцо 14. Головной мозг 15. Усики – органы обоняния16. Внутренне ухо 17. Мочеточники 18. Чешуя 19. Спинной мозг 20. Головогрудь21. Мочевой пузырь 22. Хвост 23. Брюшная нервная цепочка 24. Туловище 25. Боковая линия 26. Брюшко 27. Органы вкуса 28. Голова 29. Членистые конечности 30. Плавники

5. Сравните животных, беспозвоночных и позвоночных, освоивших воздушную среду обитания

Признаки сравнения

Майский жук

Конечности

Дыхательная система

Кровеносная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Глаза 2. Головной мозг 3. Трахеи (трахея) 4. Незамкнутая 5. Легкие 6. Внутренний 7. Передние конечности 8. Хитин 9. Три пары членистых конечностей 10. Усики – органы обоняния и осязания 11. Спинной мозг 12. Перья 13. Задние конечности 14. Замкнутая 15. Носовая полость 16. Надкрылья 17. Кожа 18. Наружный 19. Окологлоточное нервное кольцо 20. Среднее ухо 21. Гортань 22. Кости и хрящи

23. Брюшная нервная цепочка 24. Внутреннее ухо 25. Воздушные мешки

26. Вестибулярный аппарат 27. Перепончатые крылья

6. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика .

Словарик: 1. Отсутствует. 2. Желудок. 3. Выделительные трубочки в сегментах тела. 4. Замкнутая. 5. Зоб. 6. Туловище. 7. Рот. 8. Хорда. 9. Хвост. 10. Жаберные щели. 11. Глотка. 12. Вся поверхность тела. 13. Членики. 14. Пищевод. 15. Плавники. 16. Печень. 17. Узлового типа. 18. Кишечник. 19. Нервная трубка. 20. Кожа. 21. Слизь.

Признаки сравнения

Дождевой червь

Ланцетник

Отделы тела

Дыхательная система

Кровеносная система

Пищеварительная система

Выделительная система

Нервная система

7. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика. Сравните свободноживущие организмы, относящиеся к типу Кишечнополостные и Плоские черви.

Признаки сравнения

Тип Кишечнополостные

Тип Плоские черви

Представитель

Симметрия

Число слоев, образующих тело

Покровы тела

Пищеварительная система

Нервная система

Органы чувств

Словарик: 1. Белая планария 2. Диффузная (сетчатая) 3. Головной нервный узел 4. Два нервных ствола 5. Двусторонняя 6. Пресноводный полип гидра 7. Радиальная 8. Два 9. Три 10. Рот 11. Кишечная полость 12. Глотка 13. Эктодерма 14. Кожно-мускульный мешок 15. Чувствительные клетки эктодермы 16. Два глаза 17. Клетки энтодермы 18. Кишечник 19. Осязательные лопасти.

8. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика.

Отдел головного мозга

Особенности строения

Продолговатый мозг

Мозжечок

Средний мозг

Промежуточный мозг

Большие полушария мозга

Словарик: 1. Четверохолмие 2. Регуляция работы эндокринной системы 3. Поддержка равновесия Доли: затылочная, височная, лобная, теменная 5. Регуляция сердцебиений и дыхательных движений 6. Гипофиз 7. Регуляция работы вегетативной нервной системы 8. Похож по строению на спинной мозг 9. Анализ всей информации, получаемой от органов чувств 10. Регуляция движений тела в пространстве 11. Регуляция глотания, слезоотделения, кашля, чихания 12. Червеобразное Гипоталамус 14. Регуляция ВНД 15. Кора больших полушарий 16. Регуляторные рефлексы, возникающие под влиянием зрительных и звуковых импульсов 17. Два небольших полушария

9. Заполните таблицу, используя порядковый номер слова из словарика .

Вегетативная нервная система

Части ВНС

Строение

Воздействие на организм

Симпатическая

Парасимпатическая

Словарик: 1. Ускорение работы сердца. 2. Расположение рефлекторных центров в головном и спинном мозге. 3. Переход организма из активного состояния в критической ситуации в состояние покоя. 4. Расположение нервных узлов вдоль спинного мозга. 5. Расширение кровеносных сосудов. 6. Расширение зрачков. 7. Расположение рефлекторных центров в спинном мозге. 8. Замедление процесса пищеварения. 9. Блуждающий нерв. 10. Замедление сердцебиений. 11. Мобилизация работы всего организма в критических ситуациях. 12. Ускорение процессов обмена веществ. 13. Расположение нервных узлов вблизи или внутри иннервируемых органов. 14. Сужение просвета кровеносных сосудов. 15. Усиление секреции пищеварительных соков. 16. Усиление потоотделения.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении