lionfitnessclub.ru – В спорте каждый день

В спорте каждый день

Породы лошадей на татарском языке. Международный фонд исследования тенгри. Так были безлошадные

Татарские кони

В мае 2011 года я обратился с письмом к президенту РТ Миниханову Р., что хочу подарить ему своего жеребца татарской породы. С условием, чтобы он на нем проехал круг на празднике Сабантуе и чтобы эти кони, как татарский бренд, были представлены на Всемирной Универсиаде в 2013 году. О моем предложение сообщили в газетах „Звезда Поволжья” и др. На основании этого письма ко мне приехали из Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан. По их запросу в Москве подтвердили, что это действительно лошади татарской породы.

В августе 2011 года в республике в телепередаче было объявлено, что создаётся программа “ Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”. На эту программу будет выделено 2,5 млрд. рублей. Меня обеспокоило, что деньги опять пойдут лишь на арабских и английских скакунов. Мои опасения косвенно подтвердились. Поэтому я вынужден был обратиться с письмом правительству Татарстана (в Госсовет и президенту) с предложением включить в программу “Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года” также и лошадей татарской породы. Общественность Татарстана подержала мою инициативу. Эта тема обсуждалась на многих сайтах в поддержку возрождения татарских коней. Получили ответ из Министерства сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан, что разрабатывается проект программы, в котором одной из задач является восстановление татарской породы лошадей путем подбора и селекции мясомолочного направления. Целый год велась моя переписка с правительством Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстана, о том, что татарские лошади с точки зрения мясо-молока невыгодны, они малогабаритные. Целесообразно Министерству сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстан возрождать татарских коней на развитие конноспортивного и туристического направления, как важного этнокультурного наследия. Правительство Татарстана (Госсовет и президент), а также Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан отказало мне и общественности в просьбе о развитии татарской породы лошадей и не включили их в программу развития коневодства и конного спорта в Татарстане. Программа “ Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012-2015 годы и на период до 2020 года”, не отвечает интересам татарского народа, так как она не предусматривает развитие татарских лошадей.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. э. на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере на границе Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны , что на нашем языке татары. Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (совремнные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть, границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии (КНР), территория современной Монголии и Южная Сибирь была татарской территорией. Русский ученый В. П. Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия КНР) в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии. Оттуда далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала и Нижней и Средней Волги и далее на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, называл «Татарской степью». В течение многих тысячелетий татары (тюрки) – кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.

Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары – кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так “Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открывались дали и свобода передвижения, возможность создавать новую, превосходящую прежнюю боевую технику, к способствовало появлению людей, способных приучить лошадь и подчинить ее своей воле, проявлять личное мужество воину наезднику, оценивать красоту и ум животного. И эти качества были оценены Западом и Востоком. Татарское слово ир-ат – переводится дословно на русский язык как мужчина – конь . Видимо было немыслимо представлять татарских мужчин в старину без коня. Схожий образ есть только в греческой мифологии – кентавр. Постоянный на коне в лютый мороз и знойную жару, дождь и ветер, такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, кочевники способны были выносить всяческие неудобства и лишения, и мужественно переносили все тяготы походной и военной жизни.

2-3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2-3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди разные во всем мире, так и кони разные. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во – первых своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени, прежде всего, необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (золотой) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладают темно-буланой мастью, точнее светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади, прежде всего, отличаются высокой плодовитостью. Груди у них широкие, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это ноги у них короткие и тонкие. Они схожи с горными баранами. Рост у них 135-145 см. По европейским стандартам кони должны быть высотой 160-175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми. Они очень легко выносят и холод и жару (40-45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природеюргалар (иноходцы), быстроходные и способны на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных соперников. В день могут пробегать до 150-200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна очень важная отличительная их черта – они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы как лоси разгребают из под снега траву. Когда овцы и кобылы стоящие в стороне увидять, что жеребец откопал корм, они прибегают и начинают есть. Жеребец с ними поев переходит на другое место и начинает вновь копать снег ищя корм. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем. Татарские кони так неприхотливы в еде, что на них можно проехать, не боясь, через всю Вселенную.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР) Северном Китае вдоль китайской стены.

Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар была, внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника, сеяние паники и хаоса, опустошить вражескую территорию, разрушить все коммуникационные связи и ударить в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и в неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. В этот момент можно было решительной атакой ускорить победу, нанести врагу сокрушительное поражение. Татары, если побеждали, то дружно рубили врага, но если противник побеждал их, то они не считали позором отступать рассеявшись. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшее мастерство конного лучника считалось не только на скаку стрелять вперед, но и отпустив вожжи повернувшись назад метко стрелять по врагу. Это было обычной, традиционной частью тактики татар заманивать врага в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался добить их и попадал в засаду. Татары при отступлении (будто бы при бегстве) разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады. Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана, вряд ли мы знали что-либо о “потрясателях Вселенной”.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру), владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина это “был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой китайской стены”. Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее чжурчженьским государям. И Чингисхан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурханом (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках, вошедших в ближайшее окружение, он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингисхана, подарил ему сотни тысяч татарских коней. Батый хан в 1236 году сидя на татарских (онгутских) лошадях возглавил Западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя (20 тысяч воинов со своими семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большая часть татар онгутов расселились в Булгарии, Прикамье, Приуралье. Другая часть татар онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. В последствии, онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику. Татары онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они, составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем стал гербом Казани. Вместе с татарами онгутами в Поволжье и в Западном современном Казахстане поселились в большом количестве и татарские кони.

Величие и могущество татар было в том, что они были лучниками на коне. Техническое оружие, которое дало им большое преимущество над оседлыми людьми, было невероятно подвижная кавалерия опытных лучников. Китайцы, персы тоже не пренебрегали этим оружием. С третьего века до н. э. китайцы приспособили свою одежду для верховой езды и в войне применяли кавалерию. И Персия со времен парфян знала цену дождя стрел, доставляемого вихрем отступающих конников. Однако китайцы, персы, русские, поляки или венгры никогда не смогли сравняться с татарами и монголами в этой области. Обученный с детства ездить на коне галопом через обширное раздолье степи, привыкший к терпеливому выслеживанию добычи и ко всем уловкам охоты, от которой зависела его пища, то есть его жизнь, он был непобедим. Кочевники старались по возможности не вступать в прямые столкновения даже будучи внезапно атакованными. Они могли исчезнуть, появиться вновь, преследовать врага, не опасаясь быть схваченными самим, гнать противника, утомить его и, наконец, свалить обессиленного, подобно поставленной игре. Уловки этой подвижной и внезапной кавалерии развивали коллективный интеллект, обуславливающее и технологичное превосходство кочевников. Веками продолжавшееся положение вдруг переменилось в 17 веке н. э. Появилась артиллерия. В 1696 году император Шэнь-чжу лично возглавил китайское войско, оснащенное артиллерией запад­ного образца, и в решающем сражении возле г. Урги (Улан-Батор) он разгромил монгольское войско. Впервые и навсегда военная техника изменила лагеря. В течение нескольких часов традиционное превосходство кочевника ушло в прошлое.

Татары были вышиблены из седла после взятия Казани московскими войсками Ивана Грозного в 1552 году. И с того периода татары живут в обозе истории. До революции татарских коней называли еще и ногайскими. В одном источнике говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ”. Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади, том III. Госиздат сельхозлитература. Москва. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли только несколько километров. Но на высоком коне, боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма. В день 1-2 кг овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая и поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5-6 кг овса и соответственно много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высокие европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках, для были нужны тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называть татарскими конями.

В 30 годы XX века в период коллективизации, под предлогом нужды для колхозов сильных лошадей, татарских коней пустили под нож. В Советский период во все тюркские республики, в том числе и в Татарстан, из русских областей, из Прибалтики, Европы стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились по сегодняшний день.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана очень много поголовья лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя тем, что кони в современное время не нужны, в колхозы стали поступать трактора и машины, перестали заниматься разведением лошадей. И что интересно в Татарстане запретили татарам ездить на седлах. К 60 годам в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и название “татарские кони”. Уничтожение татарских коней видимо было обусловлено не только экономическими расчетами, но и политическими. История татар неразрывно связана с татарскими конями, и если их не будет, то история татар будет ущербной. Но, несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, в Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. В 60 – годах местным коням стали давать коды. Так в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т. д. Так исчезло название “татарские кони”.

В 2010-2011 годах о татарских конях было написано много статей, которые были опубликованы в газетах Звезда Поволжья, Ватаным Татарстан, и т. д. на сайтах “Татар Уян”, казахском сайте “Алтын Орда” и т. д. Авторами многих статей был журналист, много лет проработавший на киргизском телевидении комментатором по конному спорту Наркас Мулладжанов и другие. На основании этих статей в Башкортостане приняли программу по возрождению башкирских коней, а в Казахстане программу по возрождению адайской (ногайской) породы лошадей.

В августе 2011 году в средствах массовой информации прошло сообщение разрабатываемой в Татарстане Программы по развитию коневодства и конного спорта на 2013-2015гг., на которое должны потратиться 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению в этой программе уделяется внимание английским, арабским, французским, американским, русским и т. д. породам коней, а татарским нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Целью ассоциации была пропаганда татарских коней. Для возрождения татарских коней в Татарстане, необходимо закупать их в Туве, на Алтае, Казахстане и т. д. Здесь они вернут свое историческое название – “Татарские кони”. Как в республике Алтай, Туве, Татарстане, Казахстане, Киргизии проводить конные бега – Байга на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй, и быть татарским брендом. Татарскому коню надо обязательно поставить памятник. И было бы неплохо, если бы они участвовали на открытии Универсиады в 2013 году.

К сожалению, у нас в республике у правящей верхушки в почете арабские и английские кони. Для них находят и корма. Их лелеют, заботятся, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они не являются национальной гордостью республики. В Аравийском полуострове до 7 века не было коней. Арабы пользовались для своих нужд верблюдов. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Тогда арабы решили заиметь и своих коней. Они стали скрещивать коней, чтобы получить таких, которые могли существовать в жарких арабских землях. В течении сотен лет им удалось вывести такую породу, которую назвали “арабская”. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30-35 градусов жары разжижают кровь и кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более 1-7 км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому в Татарстане арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. Содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т. д. Тоже самое можно сказать и про английских коней. В 1750 году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень дорого. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих Арабских странах и т. д. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Сейчас в мире идет перепроизводство этих лошадей. Затруднение происходит в их продаже. Недостатком этих лошадей является, то, что разводчики не знают, куда их девать после 3 лет скачек. В деревне покупатель не находится, так как их нельзя задействовать в работе. Мясо получается дорогое. Для туризма это удовольствие тоже очень дорогое, да и ездить на них могут только профессионалы.

Дело в том, что нас татар сегодня очень многие относят к земледельческой нации. Оседлым народом татары стали пятьсот лет тому назад, но кони у татар всегда были в полной боевой готовности, еще полтысячелетия, а это означает, что в татарах еще был жив дух кочевого мира. Еще во времена Пугачева в каждом татарском дворе держали до 20 коней. В одной из татарских деревень отряд Мехельсона конфисковал у 200 семей 4000 лошадей. Еще в начале XX веков в татарских семьях в деревнях держали в среднем по две лошади. К сожалению из всех тюркских народов только татары сегодня отвернулись от своих коней. Хотя татарские кони сделали историю для татар. Дело дошло до того что татары забыли как делать седла. И Татарстан закупает седла за границей из Финляндии, Франции и т.д. Мне самому пришлось ехать в Башкирию и купить там седло. Хочется верить, что скоро и на наших ипподромах будут испытываться на выносливость и татарские кони.

Живу я в Высокогорском районе в деревне Камаево. У меня есть два татарские коня, подаренных мне в Башкирии. Есть татарские кони и у Фарида Набиулина, который взялся их разводить и живущего в селе Карабаш Бугульминского района Татарстана. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит.

Безертинов Рафаэль. г. Казань. 2012 г.

Лошадь домашняя Лошадь домашняя (Equus caballus) Научная классификация Царство: Животные Тип: Хордовые … Википедия

ЛОШАДЬ - жен. лошадка, дочка, душка; лошаденка, ночка; лошадища; вообще конь; особ. не жеребец и не кобыла, мерин. По употребленью бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, дышельная, выносная (подседельная и подручная). Он… … Толковый словарь Даля

ЛОШАДЬ - ЛОШАДЬ, лошади, мн. лошади, лошадей, твор. лошадьми, жен. (тюрк., ср. казах. alasa). 1. Домашнее животное, ходящее в упряжи или под седлом. Рабочая лошадь. Верховая лошадь. Пара лошадей. Беговая лошадь. Кавалерийская лошадь. Строевая лошадь.… … Толковый словарь Ушакова

лошадь - (верховая, выезженная, вьючная, доброезжая, упряжная), конь (битюк, рысак, скакун, коренник (коренная), пристяжная; жеребец, жеребенок, кляча, кобыла, мерин, пони, иноходец), буцефал, пегас, россинант; одер. Подобранная пара или тройка лошадей… … Словарь синонимов

лошадь - ЛОШАДЬ, конь, рысак, скакун, ирон. росинант, трад. поэт. сивка бурка, устар. буцефал, разг. лошаденка, разг., пренебр. кляча, разг. коняшка, разг. одер, разг. саврас и разг. савраска, разг. сивка и разг. сивко, разг. сниж. коняга и разг. сниж … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Лошадь - ЛОШАДЬ. Родиною Л. принято считать Азію (Иранъ), но новѣйшія научн. данныя дѣлаютъ несомнѣннымъ, что и въ Европѣ, до переселенія въ нее народовъ изъ Азіи, существовала своя Л. Въ какую эпоху произошло прирученіе Л., неизвѣстно; но это животное мы … Военная энциклопедия

Лошадь - (Equus caballus; евр. сус, параш, рэкэш; греч. гиппос). Находки, сделанные при раскопках Ура, показывают, что Л. была известна в Месопотамии как упряжное животное уже в середине III тысячел. до Р.Х. Свидет вом существования митаннийско… … Библейская энциклопедия Брокгауза

ЛОШАДЬ - ЛОШАДЬ, и, мн. и, ей, ям, дьми и дями, ях, жен. Крупное непарнокопытное животное сем. лошадиных. Домашняя л. Дикая л. Верховая л. Пара лошадей. Запрягать лошадей. Седлать л. Ехать на лошадях. Работать как л. (много и тяжело). Ну и л. эта баба (о… … Толковый словарь Ожегова

лошадь - лошади, мн. лошади, лошадей, твор. лошадьми, ж. [тюрк., ср. казах. – alasa]. 1. Домашнее животное, ходящее в упряжи или под седлом. 2. только мн. Конный экипаж (разг.). Лошади поданы. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

лошадь - ЛОШАДЬ, и, ж. 1. Большая некрасивая женщина. 2. только мн., и, ей. Лошадиные силы У тебя сколько лошадей? (о мощности мотора) … Словарь русского арго

лошадь - О быстроте, характере бега; о силе, физическом состоянии, о норове лошади. Быстроногая, быстрая, выносливая, горячая, двужильная (разг.), доброезжая (устар.), загнанная, заморенная (разг.), запаленная, застоялая, изнуренная, капризная, крепкая,… … Словарь эпитетов

Книги

  • Лошадь , Уильямс У.. В эволюции лошадей сплетаются воедино естественная история и история человечества. Кони в течение тысячелетий сопутствовали нам в труде, отдыхе и войне, и мы как биологический вид извлекли…

Татарская порода лошадей почти канула в Лету. Её представителей древние китайцы называли небесными, потому что эти животные отличались быстрым ходом, они как будто летали. Великий хан Монгольской империи именно на татарской лошади покорял мир вместе со своей армией. Чем примечательна эта порода, рассказано в этой статье.

История породы

Считается, что на территорию современного Татарстана эти лошади попали из Европы. Это было очень давно – больше 2000 лет назад. Татары использовали коней для обороны и выполнения тяжёлой работы. Когда между китайцами и татарами возник конфликт, татарские лошади участвовали в военных операциях. Бои были очень жестокие. Китайские воины были поражены, насколько сильными и выносливыми оказались кони противника. Они описывали скакунов, называя их «небесными» за их бесстрашие и скорость.

Есть информация о том, что татарские лошади во время ожесточённых сражений помогали воинам, копытами затаптывая противника, они пускали в ход и зубы, нанося увечья. В старинных документах описано, что эти кони не боялись ни волков, ни медведей. При необходимости они могли вступить в схватку с дикими зверями, защищая наездника и себя.

Когда началась Великая Отечественная война, кони из Татарстана использовались в военных действиях. После окончания ВОВ лошади утратили популярность из-за развития механизации. Кроме того, на территории Татарстана был издан закон, запрещающий использовать лошадей как транспортное средство. К 1960 году порода почти исчезла с лица земли, однако в некоторых частных хозяйствах всё же разводили этих славных коней. Так удалось сохранить татарскую лошадь. Сегодня татары работают над тем, чтобы возродить древнюю породу, ведь с ней связана история народа.

Характеристики и особенности

Внешность у татарской лошади невзрачная. Кони низкорослые, телосложение сухое. На первый взгляд кажется, что животные слабые и хилые, но это впечатление обманчиво.

Основные характеристики:

  • рост в холке 133-135 см;
  • вес – 350-450 кг;
  • сухое телосложение;
  • конечности жилистые средней длины;
  • голова большая, профиль прямой;
  • ушные раковины аккуратные, стоячие;
  • цвет шерсти у кобыл преимущественно золотистый, а у жеребцов – тёмно-золотой, ближе к коричневому.

Как кобылы, так и жеребцы обладают недюжинной физической силой и выносливостью. У них хорошо развиты мышцы ног, благодаря чему животные способны преодолевать огромные расстояния без остановки.

Татарские кони умны и послушны. Они откликаются на команды наездника, ими легко управлять. Норов этим животным не присущ. Представители породы привыкают к хозяину и охотно подчиняются ему, а ещё они любят детей. Татарские кони подходят не только для верховой езды, их используют для выполнения сельскохозяйственных работ. Животные показывают хорошую работоспособность.

Внимание! За один день татарская лошадка способна пройти расстояние в 300 километров. Она может двигаться без остановки в течение 8 часов.

Плюсы и минусы породы

К достоинствам татарской лошади можно отнести следующие качества:

  • выносливость – особи не нуждаются в обустройстве тёплых конюшен, они легко переносят морозы и жаркую погоду;
  • бесстрашие;
  • покорность;
  • умение прокормить себя – животные способны добывать пищу из-под снега;
  • малое потребление корма (кони могут обходиться 1 килограммом сена в сутки);
  • основной естественный аллюр этой породы – иноходь.

Плюс породы — покорность

Несмотря на все преимущества древней породы, она имеет и некоторые недостатки. Рассмотрим их:

  • с возрастом повышается риск развития болезней суставов;
  • бывают проблемы с сердцем и обмороки;
  • у представителей этой породы часто воспаляются копыта;
  • животные нередко страдают от кожных заболеваний.

Зная о минусах татарских лошадей, важно обеспечить им хороший уход. После трудного дня владелец должен поливать её копыта прохладной водой, чтобы снять напряжение, очищать кожу, раз в неделю мыть гриву и хвост.

Внимание! Важно следить за состоянием копыт татарской лошади. При обнаружении первых признаков воспаления стоит обращаться к ветеринару.

Татарская порода достойна почтения. Эти животные проявили себя как бесстрашные и выносливые участники войн, они являются частью истории татарского народа. Многие заводчики сегодня заинтересованы в возрождении породы, однако на достижение этой цели нужны большие деньги.

« В мае 2011 года я обратился с письмом к президенту РТ Р. Миниханову., что хочу подарить ему своего жеребца татарской породы, с тем условием, что он на нем проедет круг на празднике Сабантуй, и чтобы татарские кони, как татарский бренд, будет представлен на Всемирной Универсиаде в 2013 году. О моем предложение сообщили в газете «Звезда Поволжья» и др. На основании этого письма ко мне приехали из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан. По запросу Министерства сельского хозяйства Московский институт по коневодству в Рязани подтвердил, что это действительно жеребец татарской породы.

В августе 2011 года в республике в телепередаче было объявлено, что создаётся программа «Развитие коневодства и конного спорта в Республике Татарстан на 2012 2015 годы и на период до 2020 года». На эту программу будет выделено 2,5 млрд. рублей. Меня обеспокоило, что деньги опять пойдут лишь на арабских и английских скакунов. Мои опасения косвенно подтвердились. Поэтому я вынужден был обратиться с письмом к правительству Татарстана (в Госсовет и к президенту) с предложением включить в эту программу также и лошадей татарской породы. Общественность Татарстана поддержала мою инициативу. Эта тема обсуждалась на многих газетах, сайтах в поддержку возрождения татарских коней. Получил ответ из Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, что разрабатывается проект программы, в котором одной из задач является восстановление татарской породы лошадей путем подбора и селекции мясомолочного направления. Целый год велась моя переписка с Верховным Советом Татарстана и Министерством сельского хозяйства и продовольствия республики Татарстана о том, что для мясомолочной продукции есть много других пород тяжеловозных лошадей и для этого не надо заниматься селекцией татарских пород. А Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан целесообразно возрождать татарских коней на развитие конноспортивного и туристического направления, как важного этнокультурного наследия.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. э. на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере от границы Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны, что на нашем языке – татары. Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (современные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии (КНР), современной Монголии и Южной Сибири была татарской территорией. Русский ученый В.П.Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось их расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия КНР), в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии, далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала, Нижней и Средней Волги и на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном называл Татарской степью. В течение многих тысячелетий татары (тюрки)-кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.


Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя. Татары-кочевники для передвижения использовали лошадь. О них говорилось так: «Они появлялись на свет божий в седле лошади и умирали и погибали сидя в седле. Их родиной была спина лошади». Использование лошади послужило тому, что кочевники могли оторваться от привычной почвы, им открылись дали и свобода передвижения, возможность создания новой боевой техники, к появления людей, способных приучить лошадь и подчинить своей воле, проявить личное мужество наездника и воина, оценить красоту животного. И эти качества Запад и Восток оценил на себе. Татарское слово «ир-ат» переводится на русский как мужчина-конь. Видимо, было немыслимо представить татарских мужчин в старину без коня. Такое схожее слово есть только в греческом мифе – кентавр. Постоянно на коне в лютый мороз и знойную жару, в дождь и ветер – такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, они способны были выносить всяческие неудобства и лишения и с мужеством переносили все тяготы походной и военной жизни.

2–3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2–3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди во всем мире разные, так и кони бывают разные. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во-первых, своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени прежде всего необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (золотой) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладали темно-буланой мастью, точнее, светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади отличаются высокой плодовитостью. Грудь у них широкая, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это, ноги у них короткие и тонкие. Они схожи с горными баранами. Рост у них 135–145 см. По европейским стандартам, кони должны быть высотой 160–175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми. Они очень легко выносят и холод и жару (40–45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природе иноходцы (юргалар), быстроходные и способны на протяжении 7–8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных. В день могут пробегать до 150–200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна важная отличительная их черта – они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы как лоси разгребает из-под снега траву. Когда овцы и кобылы, стоящие в стороне, видят, что жеребец откопал корм, они прибегают и начинают кушать. Жеребец поев с ними, переходит на другое место и начинает вновь копать снег. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем. Татарские кони так неприхотливы в еде, что на них можно проехать, не боясь, через всю Вселенную.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР), Северном Китае вдоль Китайской стены.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто принимал китайскую культуру) владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина, это «был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой Китайской стены». Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее, чжурчженьским государям. И Чингиз-хан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурганом (зятем Чингиз-хана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках вошедших в ближайшее окружение он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингиз-хана подарил ему сотни тысяч татарских коней. Бату-хан в 1236 году, сидя на татарских (онгутских) лошадях, возглавил западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. Два тюменя (20 тысяч с семьями) чжурчженей (маньчжуров) и большую часть татар-онгутов расселили в Прикамье, Приуралье. Другая часть татар-онгутов была переселена в современные оренбургские и северно-казахстанские степи. Впоследствии онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой Великой Китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику, которая похожа с музыкой китайцев и монголов. Татары-онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падных степях. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем и гербом города Казани. Татары-онгуты в Поволжье и Западном Казахстане разводили в большом количестве и татарских коней.

До революции татарских коней называли еще и ногайскими. И ещё об одном источнике, где говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего, весьма удобны для работы. Овес принимают мало… Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней … ” Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. (Книга о лошади. том III. М. Госиздат сельхозлитература. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли несколько километров. Но на высоком коне боярин показывал свое верховенство. Дворяне скакали на низкорослых юрких татарских конях.

Русские крестьяне предпочитали покупать татарских коней, так как они потребляли мало корма: в день 1–2 килограмма овса и несколько кг сена, шерсть у них твердая, поэтому они редко болеют. На татарских конях можно скакать верхом или запрягать их в телегу. В малом крестьянском хозяйстве, нет надобности, таскать большие грузы. Высокие лошади в день потребляют 5 – 6 килограмма овса и много сена. Начиная с Петра I в Россию стали завозить высоких европейских лошадей. В государственном масштабе строились конезаводы. Европейских лошадей использовали в основном на рудниках, заводах и фабриках для тяги тяжелых грузов. Но крестьяне их редко приобретали, предпочитая иметь татарских коней. До революции общепринято было этих коней называли - татарскими конями.

В 30 годы XX века, в период коллективизации, татарских коней под предлогом, что для колхозов нужны сильные лошади, пустили под нож. В советский период во все тюркские республики, в том числе и в Татарстан, из русских областей, из Прибалтики, Европы стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились до сегодняшних дней.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана много поголовья лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя тем, что кони в современное время не нужны, а в колхозы поступают трактора и машины, перестали заниматься разведением лошадей. И, что интересно, в Татарстане запретили татарам ездить на седлах. К 60-м годам в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и название татарские кони. Уничтожение татарских коней, видимо, было обусловлено не только экономическими расчетами, но и политическими. История татар неразрывна, связана с татарскими конями, и если их не будет, то история татар будет неполноценной. Но, несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. В 60-х годах местным коням стали давать коды. Так в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т.д.

В 2010 – 2011 годах о татарских конях было написано много статей, которые были опубликованы в газетах «Звезда Поволжья», «Ватаным Татарстан», и т.д в сайтах Татар Уян, на Казахском сайте Алтын Орда и т.д. На основании этих статей в Башкортостане приняли программу по возрождению башкирских коней, а в Казахстане – по возрождению адайской (ногайской) породы лошадей.

В 2011 году в средствах массовой информации прошло сообщение о разрабатываемой в Татарстане Программе по развитию коневодства и конного спорта на 2013 – 2015 гг., на которую должны потратить 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению, в этой программе уделяется внимание английским, арабским, французским, американским, русским и др. коням, а татарским нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Целью ассоциации была пропаганда татарских коней. Для возрождения татарских коней в Татарстане необходимо закупать их в Туве, на Алтае, в Казахстане. Численность таких коней в Татарстане должна быть доведена до 5 тыс. голов. Тогда они вернут свое историческое название – «Татарские кони». И как на Алтае, в Туве, Казахстане, Киргизии можно в Татарстане проводить конные скачки – Байга на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй и быть татарским брендом. Татарскому коню надо обязательно поставить памятник. И было неплохо, если бы они участвовали бы на открытии Универсиады в 2013 году.

К сожалению, у нас в республике у управляющей верхушки в почете арабские и английские лошади. Для них находят и корма. Их лелеют, заботятся, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они не являются национальной гордостью республики. В Аравийском полуострове до 7 века не было коней. Арабы пользовались верблюдами. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Тогда арабы решили заиметь и своих коней. Они стали скрещивать коней, чтобы получить коней, которые могли жить на жарких арабских землях. Им удалось вывести такую породу, которую назвали арабской. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30–35 градусов жары разжижают кровь, кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более 1–7 км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому в Татарстане арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. Содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т.д. То же самое можно сказать и про английских коней. В 1750 году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень дорого. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих арабских странах. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Сейчас в мире идет перепроизводство этих лошадей. Затруднения есть с их продажей. Недостатком этих лошадей после 5 лет скачек является то, что не знают, куда их потом девать. В деревне покупатель не находится, так как их нельзя задействовать в работе. Мясо получается дорогое. Для туризма это удовольствие тоже очень дорогое, да и ездить на них могут только профессионалы.

Дело в том, что татар сегодня очень многие относят к земледельческой нации. Оседлым народом татары стали пятьсот лет тому назад, но кони у татар всегда были в полной боевой готовности, а это означает, что в татарах еще жил дух кочевого мира. Еще во времена Пугачева в каждом татарском дворе держали до 20 коней. Еще в начале XX века в татарских семьях в деревнях держали в среднем по две лошади. К сожалению, из всех тюркских народов только татары сегодня отвернулись от своих коней, хотя татарские кони сделали историю для татар. Татар выбили из седла и они стали обозниками. Телеги татары могут делать, а как делать седла забыли. И Татарстан закупает седла за границей из Финляндии, Франции. Мне самому пришлось ехать в Башкирию, чтобы купить там седла. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит. Хочется верить, что скоро и на наших ипподромах будут испытываться на выносливость татарские кони.

Безертинов Рафаэль.

Журнал «Түгәрәк уен» № 3. Казань. 2012 г.

Татарская порода лошадей официально зарегистрирована как отдельная порода. Об этом рассказал заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Назип Хазипов на пресс-конференции, посвященной вопросам развития животноводства в республике.

«Разведением татарской породы лошадей мы начали заниматься в 2005 году. 4 декабря 2018 года получили официальное разрешение заниматься этим видом деятельности», – уточнил заместитель министра.

«Татарская порода лошадей разводится для участия в спортивных мероприятиях и для производства кумыса», – отметил Хазипов. По его словам, лошади этой породы очень выносливы, зимой могут находить корм даже под снегом, преодолевают за день расстояние до 100–120 км.


Сегодня разведением лошадей татарской породы занимаются в Лениногорском, Алькеевском, Тюлячинском, Сабинском муниципальных районах. «В Татарстане всего [насчитывается] около 300 лошадей этой породы», – пояснил замминистра.

В середине ноября (с 13-го по 16-е число) в республике побывала экспертная комиссия по селекционному достижению в области коневодства по татарской породе лошадей. В состав комиссии Минсельхоза РФ входили заведующий кафедрой коневодства Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К. А. Тимирязева Владимир Демин, главный зоотехник ФГБУ «Госсорткомиссия» Виктор Тюриков, заведующий кафедрой крупного животноводства и механизации Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина Сергей Козлов.


Комиссия провела экспертизу на соответствие хозяйственной полезности лошадей татарской породы в хозяйстве индивидуального предпринимателя Фарида Набиуллина из Лениногорского района и в КФХ Фаниса Бакирова из Алькеевского района. В составленном затем акте содержалась рекомендация «допустить лошадей породы татарская к использованию в качестве селекционного достижения».

4 декабря после рассмотрения материалов о методах создания и отличительных признаках татарской породы лошадей экспертная комиссия по испытанию и охране селекционных достижений Минсельхоза РФ утвердила акт оценки хозяйственной полезности лошадей породы Татарская. Она рекомендовала ФГБУ «Госсорткомиссия» включить татарскую породу лошадей в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Как отмечается на сайте Минсельхоза России, «нахождение породы в Госреестре дает право размножать, ввозить, сертифицировать и реализовывать племенной материал породы на территории Российской Федерации».


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении