lionfitnessclub.ru – В спорте каждый день

В спорте каждый день

Техника безопасности на уроках физической культуры лыжи. Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Нарушение техники безопасности

Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инструкция по лыжной подготовке для школьников

Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечники, кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потёртостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Ни в коем случае нельзя делать это на батарее или печке. В этом случае обувь может покоробиться и стать жёсткой. Надевать ботинки следует на два носка (х/б и шерстяной). Носки должны быть сухими.

Одежда должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперёд. Следует надеть бельё из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе – две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники.
Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.
Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своём приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.
В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомлённый человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении на лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Во время спуска нельзя выставлять вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники. Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щёк. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, т.к. при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекцию.
Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом судью (учителя). Это можно сделать лично, а также через контролёра или товарища.
О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населённому пункту).
Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше её снять до начала бега, а после завершения надеть вновь.
По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи от снега, а, зайдя в помещение, связать их.
Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлаждённые напитки (можно простудить горло).

Активный образ жизни дарит здоровье и прекрасное настроение в любое время года. В странах, где земля покрывается снегом, лучшим вариантом активной разминки становится прогулка на лыжах. Этот спортивный инвентарь есть почти в каждом доме. Лыжные занятия любят дети и взрослые. Чтобы прогулка была приятной, важно соблюдать технику безопасности на лыжах, независимо от того, выбран беговой или горнолыжный вариант катания.

Для любой прогулки действуют общие правила безопасности на лыжах, которые должны быть известны даже маленькому ребенку:

  • Модель подбирается по росту владельца.
  • Регулировка креплений выполняется так, чтобы застегивать и расстегивать их можно было самостоятельно.
  • Палки подбираются по росту. Каждая имеет кольцо, острый наконечник и ремень, фиксирующийся на кисти.
  • Требуется подобрать по размеру ботинки. Слишком маленькие будут натирать кожу и жать, слишком большие нарушат контакт ступни с лыжами.

Обеспечение безопасности при групповом катании во время тренировки

Важно соблюдать правильное поведение на лыжне. Когда на лыжню, склон или целину выходит сразу большая группа спортсменов, проводится урок физкультуры в школе или тренировка, для обеспечения безопасности соблюдаются правила езды на лыжах:

  • Расстояния между каждым членом группы по трассе в 3-4 метра. Это исключит столкновение при падениях даже в случаях медленной ходьбы.
  • Если выполняется горнолыжный спуск, расстояние увеличивается до 30 метров. Примерно аналогичный минимальный промежуток рекомендован при катании на водных лыжах.
  • Спустившись, горнолыжник не должен останавливаться сразу у основания горы. Требуется отъехать в сторону.

Когда проводится инструктаж, тренер должен обратить отдельное внимание на возможность получить обморожение. Если лыжник отметил у себя хотя бы его минимальные симптомы, занятие требуется немедленно прекратить.

Правила поведения в аварийных ситуациях

Лыжный спорт может быть достаточно травматичным. Подготовка урока включает инструктаж, в ходе которого спортсмены знакомятся с правилами поведения на лыжне или горнолыжном склоне. Как правильно себя вести требуется понять перед тем, как начать кататься. Тренер кратко расскажет, как выполнять обгон, что делать, если произошла авария:

  • При поломке нужно сразу проинформировать старшего в группе. Чаще всего он направит в базовый лагерь для смены спортивного инвентаря.
  • Первая помощь оказывается каждому члену группы спортсменов при обморожении или травме. Желательно доставить пострадавшего в медицинский пункт.
  • Всем членам группы требуется контролировать своих соседей по трассе для исключения чрезвычайных ситуаций.

Порядок поведения после завершения тренировки

После окончания занятий проводится:

  • Проверка наличия всех участников лыжной прогулки или урока.
  • Инвентарь очищается от снега, протирается и убирается в специально выделенное помещение.
  • Каждый спортсмен принимает душ, переодевает сухую одежду.

Что требуется пояснять детям

Начальный этап обучения катанию на лыжах приходится на детские годы. Первые уроки лыжного мастерства дети получают во время уроков физкультуры в школе. В этом случае катание выполняется по ровной поверхности.

Тренер объясняет ученикам необходимость сохранения расстояния на трассе, рассказывает, как правильно осуществлять обгон во время спортивных состязаний.

Поведение на лыжне определяет специальный Кодекс. История создания Кодекса основывается на правилах коллективных тренировок и соблюдения этикета на лыжне:

  • Порядок ухода всей группой на параллельную лыжню, когда сталкиваются две двигающиеся навстречу друг другу группы.
  • При столкновении на склоне трассу уступают те лыжники, которые находятся внизу.
  • Когда большая группа сталкивается с одиноким лыжником или меньшей группой, в сторону уходит меньшинство.
  • Встретив на лыжне дошкольника, его пропускает любая группа. Можно обратить внимание родителей на правило осваивать навыки на менее загруженной трассе.
  • Дорогу уступают в любой ситуации гонщику, у которого на груди есть номер участника спортивных состязаний. Часто он использует быстрый коньковый ход, двигаясь быстрее.
  • Обгон выполняется сразу всей группой. Если вперед вырывается одиночка, он может попросить группу уступить трассу. Дорогу уступить просят.
  • Важно контролировать движение палки со стороны обгоняющего, чтобы не запутаться.
  • После обгона коллегу следует поблагодарить.
  • Самому уходить с лыжни если кто-то догоняет не стоит. Тот, кто движется быстрее, должен попросить уступить дорогу.

Требования, предъявляемые к экипировке

Перед началом каждой прогулки старшему в группе, учителю или тренеру, важно напомнить участникам про необходимость использовать во время занятий правильную экипировку. Такая предосторожность защитит от возможных травм и обморожений. Проверить это требуется перед тем, как начать упражнение, выйдя на трассу.

Все предметы одежды изготавливаются из легких и натуральных тканей. Такой материал «дышит» и спортсмен не будет слишком сильно потеть.

Каждый предмет не должен сковывать движение. Проводить занятия рекомендуется при температуре до -14 градусов. Сохранение тепла в такой ситуации обеспечивает легкая трикотажная куртка, под которую надевают свитер из натуральной шерсти и хлопчатобумажную майку. Лучше надевать несколько слоев одежды. Под свитер на ребенка можно надеть водолазку из натуральной ткани.

Как подбирать обувь для занятий

Чтобы ход лыжника был ровным и легким требуется правильно подобрать лыжную обувь. Лыжные ботинки строго соответствуют размеру участника занятий. Надевать их при примерке следует на носок. Дополнительный носок сохранит тепло и убережет от натираний.

Как выбирают лыжи и палки

Выбор палок и лыж проводится индивидуально в зависимости от роста спортсмена. Также учитывается вес. Начинающему спортсмену подобрать инвентарь поможет специальная таблица. Выбор отличается в зависимости от использования беговых, коньковых лыж или лыж классического хода.

Проще всего выбрать универсальный вариант спортивного инвентаря:

  • Длина каждой лыжи на 15 сантиметров выше роста владельца. Палки наоборот ниже на 25-30 сантиметров.
  • При выборе модели для ребенка длина лыж должна быть на 25 сантиметров ниже роста малыша. Палки примерно по высоте вровень с лыжами.

Нарушение техники безопасности

Соблюдать технику безопасности важно при любом катании. При классической ходьбе по ровной трассе можно получить ушиб, сломать лыжи. Катаясь с горных склонов требования безопасности нужно соблюдать максимально тщательно. Здесь травматичность существенно выше. Избежать травм поможет основной инструктаж опытного тренера.

История развития муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа г.Байкальска» началась в 1976 году.

01 июня 1977 года была перерезана лента, спортивная школа начала работать, как школа вольной борьбы.

В это же время в г.Байкальск приехали Макаренко Виктор Ильич и Глазов Владимир Алексеевич, молодые парни, которые начали работу с детьми, поддержав идею директора. А также продолжали заниматься сами и отстаивать честь детско-юношеской спортивной школы на борцовских коврах России. Их первые воспитанники стали чемпионами Иркутской области в первый же год. Энтузиазм молодых тренеров проявлялся не только на борцовском ковре, они неустанно занимались благоустройством теперь уже родной школы. Своими силами, и вовлекая юных спортсменов при содействии родительского комитета в общественно-полезный труд и в труд по укреплению материально-спортивной базы школы, они оборудовали игровой зал, восстановительный центр: баню-сауну, мини-бассейн и комнату отдыха.

Глазов Владимир Алексеевич, тренер-преподаватель, и по сегодняшний день продолжает начатое им дело. Для развития и популяризации вольной борьбы в г.Байкальске и Иркутской области провел большую организаторскую работу по организации международного турнира по вольной борьбе «Байкальские зори». Сумел наладить контакт с тренерами по вольной борьбе республики Монголии по обмену опытом работы. Внес огромный вклад в развитие вольной борьбы в городе, районе и Иркутской области. Имеет звание «Отличник физической культуры и спорта РФ». Ветеран труда. С 1986 года является старшим тренером Иркутской области по вольной борьбе.

С 1981 года и по настоящее время школой руководит Глазова Любовь Ананьевна, Почетный работник общего образования РФ, Ветеран труда.

Под ее руководством за 35 лет школа превратилась из производственного помещения в центр спорта, здоровья и отдыха. Она организовала работу по оказанию платных дополнительных услуг. В результате этого появился дополнительный источник финансирования, благодаря которому школа не только сохранилась, но и процветает. Любовь Ананьевна смогла так организовать коллектив ДЮСШ, что уровень достижения учащихся школы возрос.

Многие годы трудились и внесли большой вклад в развитие школы:

Пшенников Борис Иванович, настоящий фанат лыжного спорта, который проводил большую работу по развитию лыжного спорта не только в г.Байкальске, но и в Иркутской области. Он вложил много сил для создания городской лыжной трассы и до последнего дня поддерживал ее в отличном состоянии. Не пропал даром пятнадцатилетний труд Бориса Ивановича, многие его воспитанники до сих пор являются действующими спортсменами и продолжают начатое им дело. Ежегодно на базе ДЮСШ проводится первенство Слюдянского района по лыжным гонкам памяти Б.И.Пшенникова.

Пашковский Михаил Андреевич, который долгие годы оставался неустанным руководителем шахматного отделения, выступил организатором районного турнира «Белая Ладья». Всю свою жизнь он посвятил детям и развитию шахмат в Слюдянском районе. В память о тренере ежегодно в Слюдянском районе проводится чемпионат по шахматам памяти М.А.Пашковского.

За время существования школа превратилась в центр спорта, здоровья и отдыха для детей и взрослых г.Байкальска.

На протяжении многих лет школа участвует и занимает призовые места в областных конкурсах: «Лучшее учреждение дополнительного образования», «За высокие спортивные достижения» среди спортивных школ, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области в номинации «Лучшая детско-юношеская спортивная школа, развивающая 1-7 видов спорта»

На протяжении многих лет воспитанники детско-юношеской спортивной школы входили и входят в состав сборной команды Иркутской области по вольной борьбе и лыжным гонкам, принимали и принимают участие в соревнованиях различного уровня- в региональных и межрегиональных турнирах, на первенствах Сибирского федерального округа, первенстве России, всероссийских и международных турнирах:

Это воспитанники отделения вольной борьбы:

Жавнеров Сергей, Опарин Дмитрий, Карбаинов Дмитрий, Поспелов Евгений, Кибирев Игорь, Сугробов Виктор, Аширов Карим, Михота Андрей, Котовщиков Роман, Саркисян Ваагн, Тузов Павел, Погосян Сергей, Кадынцев Андрей, Астапов Илья, Киргизов Иван, Киргизова Надежда;

Киргизова Надежда, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, стала не только чемпионкой Иркутской области в 2016г., но и стала призеркой первенства СФО и первенства России. Вошла в состав сборной команды России и приняла участие в первенстве Европы в г.Стокгольме(Швеция) в июле 2016г.

Воспитанники отделения лыжных гонок:

Кравченко Елена, Разина Олеся, Глазова Екатерина, Карпова Ольга, Пшенникова Елена, Трубина Анжела, Шварц Наталья, Безрукова Татьяна, Абносов Артем, Штеркель Алексей, Таскаев Дмитрий;

Воспитанники отделения шахмат:

Адамян Эдгар, Гусев Олег, Алецкий Эдуард, Колесниченко Валерий, Перерва Екатерина.

Воспитанники школы становились обладателями:

Премии губернатора Иркутской области «За высокие спортивные достижения»,

Премиями мэра Слюдянского района «За высокие спортивные результаты»,

А также чемпионами районного конкурса «Талантливая молодежь Слюдянского района».

На протяжении 14 лет команда Слюдянского района, сформированная из бывших воспитанников отделения вольной борьбы ДЮСШ, становилась победителем на летних сельских играх Иркутской области.

За весь период работы школы подготовлено:

Мастер спорта- 1 человек;

Кандидатов в мастера спорта-79 человек;

1 спортивный разряд- 202 человека;

Массовые разряды - более 2300 чел.

Многие из воспитанников до сих пор являются действующими спортсменами, некоторые стали приемниками дела тренера, закончив учебные заведения, они сами стали тренерами-преподавателями. Это - Антонов Вячеслав Иванович - тренер-преподаватель с 30- летним стажем, «Почетный работник общего образования РФ», Юршин Евгений Юрьевич - тренер-преподаватель, мастер спорта России по вольной борьбе. В 2008 году вошел в десятку сильнейших на первенстве России в г.Санкт-Петербург.

Коробейников Виктор Владимирович, тренер-преподаватель по лыжным гонкам, мастер спорта российского любительского лыжного союза. Член сборной России среди спортсменов среднего и старшего возраста по лыжным гонкам. Участник четырех чемпионатов мира среди спортсменов среднего и старшего возраста.

На протяжении одинадцати лет трудится и внесла свой вклад в учебно-методическую работу школы заместитель директора по учебно-воспитательной работе Коротких Анна Владимировна.

А, также влились в коллектив школы:

Балан Екатерина Васильевна, тренер-преподаватель по лыжным гонкам;

Тарасов Роман Владимирович- тренер-преподаватель по лыжным гонкам;

Когун Сергей Валентинович- тренер-преподаватель по шахматам;

Короткова Александра Сергеевна - тренер-преподаватель по шахматам;

Округина Ирина Николаевна- тренер-преподаватель по ритмической гимнастике.

В настоящее время в школе обучается 330 учащихся на отделениях: вольной борьбы, лыжных гонок, ритмической гимнастики и шахмат. Залогом успехов воспитанников является уровень спортивного и педагогического мастерства тренеров-преподавателей нашей школы.
На данный момент тренерско-преподавательскую работу осуществляют 10 тренеров-преподавателей, из них пять человек имеют высшую квалификационную категорию, один человек -первую категорию, 2 человека имеют звание «Ветеран труда», 1 человек имеет почетное звание «Почетный работник общего образования РФ», 1 человек имеет звание «Отличник физической культуры и спорта РФ», 1 человек имеет звание «Мастер спорта России по вольной борьбе».

В целях популяризации видов спорта, культивируемых в школе, укрепления дружественных связей и отношений между другими ДЮСШ области, регионов, школа ежегодно организует и проводит традиционные соревнования: «Новогодний турнир» по вольной борьбе, открытое первенство Слюдянского района по вольной борьбе в честь Дня Защитника Отечества и районные соревнования по шахматам на приз «Белая ладья». На протяжении 25 лет ДЮСШ проводит первенство Иркутской области по вольной борьбе, а также первенство Иркутской области по лыжным гонкам.

С целью укрепления международных дружественных связей, был заключен договор между ДЮСШ г.Байкальска и детским центром спорта и творчества г.Улан-Батора республики Монголии, с 1985 г. велась совместная работа по обмену опытом:

Проведение в г.Байкальске Международного турнира по вольной борьбе "Байкальские зори" с приглашением борцов из Монголии, Китая и Казахстана.

- участие спортсменов ДЮСШ г.Байкальска в традиционном международном турнире по вольной борьбе "Олимпийские надежды" в г.Улан-Баторе респ.Монголии

Семинары для тренеров и судей, проводимые в Монголии г.Улан-Баторе и в г.Байкальске

Сегодня ДЮСШ находится в приспособленном здании, где имеется: большой зал борьбы, малый зал борьбы, тренажерный зал, помост для занятий атлетической гимнастикой, комната для занятий шахматами, игровой зал, восстановительный центр, гостиница для проведения учебно-тренировочных сборов, лыжный стадион с трассами протяженностью 1, 2, 3 и 5 км.



Восстановительный центр



Использование бани-сауны и контрастной ванны в учебно-тренировочном процессе для восстановительных мероприятий дает положительный эффект, способствует расслаблению, благодаря чему снимаются боли и симптомы утомления, увеличивается эластичность, гибкость суставов, а также благоприятствует протеканию обменных процессов.

Гидромассаж Джакузи. С помощью этого массажа можно воздействовать именно на те участки тела, которые больше всего в этом нуждаются. Это хорошая закаливающая и оздоровительно-восстанавливающая процедура. Интенсивность струй стимулирует повышение тонуса тканей.

Лыжный стадион

Кроме этого занятия проводятся на базе других образовательных учреждений:
- МБОУ НШДС № 16 проводятся занятия по шахматам;
- МБОУ НШДС № 13 проводятся занятия по шахматам и ритмической гимнастики;
- МБОУ СОШ № 12 проводятся занятия по лыжным гонкам, шахматам и вольной борьбе;

Правильная техника ходьбы на лыжах — важнейшее условие успешного проведения похода, быстрого движения на маршруте с наименьшей затратой сил, без травм и несчастных случаев.

Неумелое владение лыжной техникой, наоборот, резко снижает темп движения, приводит к частым падениям.

Следствием этого могут стать ушибы и поломка лыж. Падение на склоне, кроме того, может послужить причиной схода лавины.

Различие в технической подготовленности участников нередко приводит к растягиванию группы, когда одни убегают далеко вперед, а другие отстают. При спусках менее подготовленные предпочитают преодолевать склон без лыж, что вызывает разрыв группы и затрудняет при необходимости своевременное оказание помощи отставшим, а движения разными путями и нахождение одних туристов над другими потенциально опасно при срывах верхних участников.

Поэтому особой заботой руководителя похода должно стать обучение членов группы наиболее важным приемам лыжной техники, тренировка в овладении ими при движении с тяжелым рюкзаком. Чтобы обеспечить безопасность, исключить возможность травм и сохранить инвентарь, начинать тренироваться надо на ровных пологих склонах и постепенно переходить на более крутые, сложной конфигурации.

ЛЫЖНЫЕ ПОХОДЫ С РЮКЗАКОМ

В туристском походе тяжелый рюкзак, необходимость тропления лыжни и пересеченная местность не позволяют широко использовать скоростные лыжные ходы. Все многообразие их туристская практика свела к рациональным попеременному двухшажному (скользящему) и попеременному четырехшажному ходу. В отдельных случаях применяются и одновременные ходы.

За основу такой классификации взят характер движения рук: когда отталкивание производится поочередно каждой рукой — ход попеременный, а когда обеими руками сразу — одновременный.

Попеременный (скользящий) ход — основной способ передвижения туристов по ровной и слегка всхолмленной местности при любом снежном покрове. Он заключается в попеременном движении ног и рук (как при ходьбе широким шагом), завершаемым скольжением на лыжах, чему способствуют толчки руками. О хорошей степени владения этим способом свидетельствует скольжение на одной лыже на расстояние 2—3 м (правда, мастера лыжни добиваются наката в 5 м и более). Особенно важно научиться плавно переносить тяжесть тела на выдвигаемую вперед ногу. Другая нога после окончания толчка несколько сгибается в колене (в это время мышцы расслабляются и отдыхают), а запятник лыжи отрывается от снега.

Рис. 78. Попеременный двухшажный ход.

Цикл попеременного хода можно условно разбить на шесть позиций (рис. 78): а — правая нога и левая рука завершают толчок. Левая нога выдвинута вперед и на нее начинает переноситься тяжесть наклоняемого по ходу движения тела (положение скольжения на обеих лыжах), правая рука выносится вперед; б — после окончания толчка правая нога из крайнего положения, несколько согнутая в колене (запятник лыжи приподнимается), начинает движение вперед, правая палка штырьком втыкается на уровне носка правого ботинка; в — маховая (правая) нога плавно опускается на снег и проскальзывает вперед, тяжесть тела постепенно начинает переноситься на нее; г — это положение называется перекатом, т. е. скольжение на обеих лыжах в течение некоторого времени. Правая нога продолжает выдвижение вперед. Вес тела пока еще на левой ноге, которая готовится к толчку. Левая рука закончила толчок и с палкой выносится вперед; д, е — левая нога начинает толчок с одновременным завершением толчка правой палкой. Далее все движения повторяются в новом цикле с выдвижением вперед правой ноги и левой руки.

Естественно, степень владения лыжами не у всех одинаковая. Поэтому с некоторыми участниками похода, возможно, придется позаниматься. Начните с позы лыжника, приготовившегося к движению, с имитации толчков

руками без палок. После этого отработайте толчки ногами (упражнение «самокат»). Изучение приема завершите попеременным отталкиванием ногами и взмахами руками. Убедившись, что толчковая нога не проскальзывает, тяжесть тела переносится на выдвигаемую вперед ногу плавно, а накат достигает 1 м и более, можно приступить к совершенствованию попеременного двухшажного хода с использованием палок.

Попеременный четырехшажный ход («вперекидку») отличается от скользящего тем, что вначале выполняются два шага без толчков палками. На третьем шаге подтягивается одноименная с ногой рука, толчок которой следует сразу после этого шага. Толчок другой руки завершает четвертый шаг. Характерная ошибка — откидывание палок в сторону и вихляние туловища.

На пологих склонах с плотным снежным покровом можно спускаться коньковым ходом (напоминает движение на коньках) или ускорять передвижение за счет одновременных толчков палками (бесшажный ход). При этом наклон туловища вперед во время завершения толчка палками не должен вызывать сползания рюкзака на шею.

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИИ НА ЛЫЖАХ

Поломка лыж и различные травмы являются, как правило, следствием неумения преодолевать препятствия, встречаемые на лыжне.

Рис. 79. Преодоление канавы и бревна.

Корытообразные канавы несколько уже длины лыж преодолеваются так (рис. 79): одной лыжей следует осторожно съехать в канаву, не допуская упора носком лыжи в противоположный скат, обе палки поставить в середине канавы и, опираясь на них, плавно перенести вторую лыжу через канаву, поставить ее на противоположном скате, перенести на нее тяжесть тела, освободить от нагрузки первую лыжу и продвинуть ее за канаву. Характерная ошибка — попытка поставить лыжу с упором носком и пяткой на скаты канавы, что приводит к поломке лыж.

Для преодоления отдельных поваленных деревьев, буеров и заструг на лыжне надо с подходом к препятствию освободить от нагрузки ногу, сделать ею широкий выпад вперед и поставить лыжу грузовой площадкой на препятствие, после чего, не замедляя темпа движения, приподнять носок второй лыжи, перенести ее над препятствием и опустить за ним (см. рис. 79). Деревья на лыжне можно преодолевать и так: встать боком вплотную к дереву и, опираясь на палки (одну из которых поставить по другую сторону дерева), поочередно перенести лыжи за дерево.

Движение по торосистому льду на лыжах складывается из многократного преодоления больших и малых ям, канав и бугров в лабиринте хаотического нагромождения льдин. При спусках с торосов следует не допускать утыкания с ходу носками лыж в льдины. Лучшая маневренность и большая скорость движения достигаются при использовании несколько укороченных лыж и индивидуальных волокуш типа «торпеда», которые легко проходят по пути лыжника.

ТРОПЛЕНИЕ ЛЫЖНИ

Одно из трудоемких препятствий зимнего маршрута — глубокий снег. Скорость группы в этих условиях зависит от физической подготовленности участников и умения выбирать рациональный способ «пробивания» лыжни.

При движении в сторону хорошо видимого дальнего ориентира, по просеке, руслу реки, т. е. когда руководителю нет необходимости постоянно контролировать направление, применяется способ тропления, условно названный «каруселью». Он заключается в поочередной смене направляющих через установленный руководителем промежуток времени. Чем глубже и «тяжелее» снег, тем меньше время тропления одним участником. Сменяться в этом случае могут одновременно двое шедших впереди.

В лесу, в метель и ночью руководитель, если он идет идет конце группы, не видит передних участников и не может представить действительного направления их движения. Ему приходится кричать или передавать команды по цепочке», что нередко приводит к путанице. В таких случаях целесообразно разбить группы на подгруппы, например по 3 человека, которые по очереди тропят лыжню. Руководитель, идя за тропящими, видит их всех, и его команды без напряжения голоса достигают непосредственного направляющего. Участвующие в троплении самостоятельно сменяют друг друга, становясь перед руководителем. Уставшая группа по распоряжению руководителя уходит назад, а вместо нее выходит следующая. Этот способ в туристской практике получил наименование «малая карусель».

В очень глубоком и сыром снегу тропление лыжни может возлагаться на 2—3 максимально разгруженных членов группы. Их имущество распределяется между другими участниками, которые двигаются по проторенной лыжне.

В отдельных случаях применяется «челнок»: часть группы, оставив свои рюкзаки, тропит лыжню и, пройдя определенное расстояние, по указанию руководителя сходит с лыжни и возвращается за ними. На месте смены свои рюкзаки оставляет вторая группа и уходит вперед. Первая группа по готовой лыжне догоняет вторую и вновь начинает тропление. В метель, при плохой видимости и в условиях сложного рельефа применять этот способ не следует.

В троплении по решению руководителя и с согласия группы не участвуют те, кто чувствуют себя нездоровыми или сильно уставшими. Они идут в середине группы.

ПРЕОДОЛЕНИЕ СКЛОНОВ НА ЛЫЖАХ

Успешное преодоление различных по крутизне и характеру снежного покрова склонов на лыжах возможно в том случае, когда все участники владеют приемами

подъемов, спусков, торможения и поворотов с тяжелым рюкзаком за спиной. Рюкзак, особенно станковый, увеличивает инерционные моменты при эволюциях лыжника и часто приводит к падениям. Поэтому отработанным можно считать тот прием, который успешно выполняется с тяжелым рюкзаком.

Рис. 80. Условные обозначения и термины: 1 — спуск зигзагом; 2 — косой спуск; 3 — прямой спуск; 4 — внутренние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи; 5 — внешние: рука, нога, лыжа, ребро лыжи. а — нагрузка на лыжи отсутствует; б — лыжа загружена незначительно; в—на лыжу приходится большая часть веса лыжника.

Учитывая, что подавляющее большинство классифицированных спортивных маршрутов пролегает по горной местности с разнообразными по характеру и сложности склонами, владение приемами горнолыжной техники становится в настоящее время для туристов-лыжников обязательным. Нельзя считать себя по-настоящему подготовленным к таким походам, если нет умения осмысленно и уверенно действовать на сложных склонах, а также без некоторой доработки лыжных креплений. На рис. 80 приведены условные обозначения, облегчающие понимание способов поворотов, торможения и спусков.

Подъемы

В зависимости от крутизны и протяженности склона, а также характера снежного покрова подъем можно осуществлять ступающим шагом, елочкой, полуелочкой, лесенкой, лесенкой наискось и зигзагом (рис. 81).

Рис. 81. Способы подъема на лыжах в зависимости от крутизны склона.

Вступающим, шагом поднимаются на ровных и пологих склонах. При этом туловище следует наклонять несколько больше вперед, а руками более сильно опираться на палки. При «отдаче» лыжи нужно ставить с прихлопом. Полу елочкой поднимаются на более крутых склонах, двигаясь по ним наискосок: лыжа, находящаяся выше по склону, ставится в направлении движения, а другая — несколько развернутой в сторону. Подъем елочкой применяется на склонах средней крутизны: носки лыж широко разводятся в стороны, и лыжи твердо ставятся на внутренние ребра с поочередной опорой на палки, штырьки которых втыкаются в снег позади лыж. Чтобы носки лыж при перестановке не зарывались в снег, следует одновременно приподнимать носок ботинка и нажимать на пятку.

На крутых и обрывистых склонах лучше всего подниматься лесенкой: стоя боком к склону, последовательно переставлять вверх лыжи и палки. На склонах с твердым снежным покровом лыжу нужно ставить с прихлопыванием на ребро. На широких склонах, когда подъем прямой лесенкой из-за осыпания снега невозможен, подниматься надо лесенкой наискосок — одновременно с подъмом продвигаться несколько вперед.

На длинных нелавиноопасных склонах средней крутизны целесообразно подниматься зигзагом, двигаясь скользящим шагом, полуелочкой или лесенкой наискосок. Чтобы не «подрезать» снега на склоне, отрезки пути от Водоворота до поворота нужно прокладывать не более 30 м,— длиной под прикрытием отдельных деревьев, кустов, камней, обледенелых участков. Крутизна пути выбирается такой, чтобы лыжи не скатывались назад и не пришлось «идти на руках», с силой опираясь на палки, что утомительно.

Рис. 82. Поворот на 180° махом.

Перемена направления движения производится поворотом «кругом» спиной к склону. Перед началом поворота необходимо поставить лыжи параллельно склону во избежание соскальзывания вниз. Затем лыжу, расположенную ниже по склону, поднять махом ноги и переставить носком в нужном направлении. При выполнении этого движения надо опереться на палку, воткнутую выше лыжи, а другую — отвести в сторону, чтобы она не мешала переставлять первую лыжу. Далее в нужном направлении переставить и вторую лыжу. Прием выполняется плавно, без рывков (рис. 82). Не рекомендуется разворачиваться из положения «лицом к склону»: в случае потери равновесия падение произойдет на спину вниз по склону, что затруднит быстрое самозадержание. При смене направления существует опасность упасть на товарища, стоящего ниже по склону.

Рис. 83. Подъем зигзагом.

В качестве одной из мер предосторожности рекомендуется двигаться «вразбивку», как показано на рис. 83. Некоторые считают наиболее приемлемым способ «челнока», когда для движения в обратном направлении группа разворачивается одновременно: замыкающий становится направляющим, а первый— последним. Этот способ несколько удлиняет путь, но позволяет группе двигаться компактно, что особенно важно в условиях плохой видимости (см. рис. 83).

Спуски

Травмы получают в основном во время спусков — расплата за лихачество и неумелое владение приемами спусков, торможения и поворотов, из сочетания которых складывается скатывание на лыжах с гор. В зависимости от крутизны склона и характера снежного покрова выбираются стойка и способ спуска.

Перед началом спуска тросик лыжных креплений необходимо завести за крючки на боках лыжи под серединой ступни ноги.

Рис. 84. Спуск в высокой стойке.

На ровных и пологих склонах с глубоким снегом спускаются обычно в высокой стойке (рис. 84): ноги слегка согнуты в коленях, лыжи поставлены почти вплотную одна к другой, туловище немного наклонено вперед, полусогнутые в локтях руки опущены, палки держатся кольцами назад; во избежание травм старайтесь никогда не выносить их вперед.

В средней стойке спускаются на более крутых склонах: лыжи на ширине 15—20 см, туловище наклонено вперед, ноги согнуты в коленях так, чтобы были видны носки ботинок. Спуск по склону с неоднородным снежным покровом характеризуется увеличением скорости на плотном снегу и резким торможением на рыхлом, что обычно приводит к потере равновесия и падению вперед. Для сохранения устойчивости нужно сделать разножку — одну ногу с лыжей выдвинуть вперед. С увеличением тормозящего момента для погашения рывка тела вперед ногу необходимо выдвинуть еще дальше и больше согнуть в колене.

В низкой стойке спускаются на более крутых склонах типа уступа: необходимо сильно согнуть ноги в коленях, присесть, туловище наклонить и вы нести вперед руки.

Спуск по прямой осуществляют на пологих и хорошо просматриваемых склонах, не допуская сильного разгона. С увеличением скорости надо воспользоваться различными приемами торможения, вплоть до падения, памятуя, что лучше это сделать умышленно, чем потеряв над собой контроль.

На крутых склонах (без признаков лавинной опасности!), когда торможение не обеспечивает желаемой скорости, спускаться следует зигзагом, разворачиваясь в нужном направлении на ходу или после остановки. Каждый участник обычно спускается по своему пути. При спуске по одной лыжне, например в условиях ограниченной видимости, «гасить» скорость можно путем выката одной или обеими лыжами на свежий снег, а также торможением с помощью палок.

Боковым соскальзыванием обычно спускаются с крутых, недлинных склонов, без обрывистых участков. Для этого необходимо поставить лыжи параллельно склону и, нажимая на внешние ребра, уменьшать сцепление лыж со снегом до момента начала скольжения. В случае увеличения скорости следует усилить упор на внутренние ребра лыж. Прием этот может выполняться как при спуске наискосок к склону, так и без продвижения вперед — прямо вниз.

Спуск лесенкой применяется на более крутых склонах, исключающих спуски зигзагом и соскальзыванием. На склоне с рыхлым снегом лыжи необходимо ставить след в след, уплотняя ступеньки и не допуская сползания снега. На склоне с настовым или обледенелым покрытием лыжи ставятся на кант с прихлопыванием. Во всех случаях опора на лыжные палки обязательна. Наиболее распространенная ошибка при спусках — сгибание корпуса до положения «угла» и попытка тормозить палками. Такое положение корпуса не обеспечивает устойчивости, особенно при спусках с рюкзаком, а выставленные вперед палки нередко приводят к серьезным травмам.

Рис. 85. Движение на сложных склонах.

Основное условие успешного движения на сложных склонах, сочетающих уступы, бугры, ямы и встречные склоны, — сохранение постоянного контакта лыж со снегом и устойчивости. Это достигается изменением положения тела с таким расчетом, чтобы центр тяжести всегда находился на одном уровне по высоте, независимо от неровностей склона (рис. 85). Начиная спуск с уступа, нужно присесть и принять низкую стойку, а по мере выполаживания склона — плавно выпрямлять туловище. Подъезжая к бугру, надо согнуть ноги и, освободив лыжи от нагрузки, дать им возможность мягко взойти на бугор, иначе они упрутся в него, скорость резко снизится и лыжник по инерции упадет вперед или будет подброшен за бугром и может упасть. Преодоление ямы сводится к умелому спуску с уступа и вкатыванию на бугор. Спуск с выкатом на встречный склон начинается в средней или низкой стойке, с постепенным выпрямлением туловища по мере выполаживания склона. Перед встречным сконом необходимо вновь сгруппироваться, как перед бугром. С уменьшением скорости на встречном склоне следует быстро развернуться, пользуясь поворотом переступанием, и продолжить спуск в нужном направлении или остановиться на склоне.

Торможение

Владение всеми способами торможения позволяет осмысленно регулировать скорость спуска и быстро останавливаться в желаемом месте.

Рис. 86. Торможение полуплугом (односторонний упор).

Торможение полуплугом (односторонний упор) практикуется преимущественно при спусках наискосок по склону. Для торможения запятник лыжи, находящийся ниже по склону, отводят в сторону, а лыжу ставят на ребро; вторая лыжа скользит в направлении движения.

Для более резкого торможения необходимо нажимом каблука ботинка еще больше отвести задник нижней лыжи, поставить ее круче на ребро и усилить давление (рис. 86).

Рис. 87. Торможение плугом (двусторонний упор).

Торможение плугом (двусторонний упор) используется на склонах средней и малой крутизны при прямых

спусках: удерживая носки вместе, развести пятки лыж в стороны и поставить лыжи на внутренние ребра, что достигается некоторым сближением коленей и переносом тяжести на пятки. Для усиления эффективности торможения следует сильнее развести запятники лыж и более круто поставить их на внутренние ребра (рис. 87).

Рис. 88. Торможение с помощью палок.

Торможение с помощью палок применяется при спусках наискосок к склону или при прямом спуске. Для этого надо сложенные вместе палки воткнуть штырьками в снег и, усиливая вдавливание, замедлять движение. Рука, находящаяся ближе к склону, обхватывает палку сверху. а другая — внизу (рис. 88). Торможение палками между ногами по ряду моментов, в том числе и из-за возможности поломки палок, не желательно.

К остановке падением прибегают в экстренных случаях, когда нужно быстро остановить спуск. Для этого необходимо присесть как можно ниже и свалиться набок, откинув руки с палками назад, распластаться, лыжи поставить поперек направления спуска и, уперев их в снег, затормозить дальнейшее соскальзывание. Характерная ошибка — падение без предварительной группировки тела, что может привести к ушибам (рис. 89).

Рис. 89. Остановка падением: а—приседание перед падением; б—положение упавшего лыжника в момент остановки.

Повороты

Тяжелый рюкзак за спиной и крепления, не обеспечивающие жесткой фиксации ботинка, не позволяют применять повороты, широко распространенные среди горнолыжников. Туристы-лыжники пользуются наиболее простыми Поворотами: переступанием, из положения плуга и полуплуга.

Поворот переступанием используется на небольшой скорости на пологих склонах и при любом характере снежного покрова. Он напоминает движение на коньках, когда более сильные толчки делаются ногой, расположенной на внешней стороне дуги поворота. Для этого надо перенести тяжесть тела на лыжу, которая при повороте будет «наружной», и слегка присесть на нее, подтянуть и развернуть другую лыжу в нужном направлении, перенести на нее тяжесть тела и, скользя на этой (внутренней) лыже, подтянуть другую. Переступание в движении можно выполнять отводя в сторону не носок, а запятники лыж. Этим способом обычно пользуются при движении в лесу и кустарнике.

Рис. 90. Поворот полуплугом (слева) и плугом: а - начало загружения лыжи; б — продолжение усиления нагрузки на лыжу до завершения поворота.

Поворот из положения плуга (рис. 90) обычно применяется после замедления скорости спуска на склонах средней крутизны при любом характере снега. Для поворота, например, влево надо перенести тяжесть тела на правую ногу, поставить лыжу круто на ребро, а левую — разгрузить и, подтянув запятник, поставить параллельно правой.

Поворот из положения полуплуга (рис. 90) выполняется на более высоких скоростях и крутых склонах, когда направление движения необходимо изменять плавными виражами. Начинать его удобней из спуска наискосок к склону: запятник разгруженной «верхней» лыжи следует отвести в сторону, лыжу поставить на ребро и перенести на нее тяжесть тела, а «нижнюю» — поставить на снег плоско и подтянуть запятник, за счет чero и осуществляется поворот.

Вставание после падения при спусках. Туристы-лыжники должны научиться вставать после падений на склонах. Первейшее правило — помощь товарищей упавшему, особенно женщине, обязательна.

Рис. 91. Вставание при падении на склоне с плотным снегом: 1 — палки схвачены рукой снизу; 2 — то же сверху.

При падениях на склонах с глубоким и рыхлым снежным покровом, когда опора на палки не дает эффекта (они проваливаются в снег под нагрузкой), разумней всего снять рюкзак, развернуться так, чтобы лыжи оказались ниже тела и перпендикулярно линии склона, сгруппировать корпус и, опираясь на палки, положенные вместе на снег, встать, отряхнуть снег и надеть рюкзак, попытки встать в таких условиях, не снимая рюкзака, как правило, безуспешны а сил и времени тратится много.

На склоне с твердым снегом следует подтянуть лыжи к корпусу, надежно упереть их в снег и, опираясь на палки, сложенные вместе, подняться (рис. 91). Сильные лыжники делают это, не снимая рюкзака.

1. Меры безопасности при проведении занятий по лыжной подготовке

Во ремя занятий по лыжной подготовке могут случаться трав­мы при движении по узким лесным дорогам, в местах, где мало сне­га, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в местах где растёт кустарник, торчат пни, камни. Также возможны отморожения рук, лица, ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять сле­дующие правила безопасности:

При поломке или порче лыжного снаряжения, которую невоз­можно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с его разреше­ния двигаться к лыжной базе (учебному заведению);

При первых признаках обморожения, а также при плохом само­чувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

При получении травмы немедленно оказать пострадавшему первую помощь, сообщить о случившемся администрации и родите­лям, при необходимости доставить в ближайшую больницу;

При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу;

При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону;

При оказании первой помощи при обморожении необходимо внести пострадавшего в тёплое помещение, чтобы исключить по­вторное обморожение.

2. Какие признаки различной степени утомления вы знаете, и что надо делать, если это уже случилось?

Принято различать два вида утомления - физическое и умствен­ное. Умственное утомление характеризуется понижением продук­тивности интеллектуального труда, ухудшением памяти, трудностью при попытке сосредоточиться. Физическое утомление - снижением физической работоспособности, ухудшением координации движе­ний, уменьшением силы мышц.

Небольшое утомление: жалобы на состояние здоровья, дыхание ровное, но учащенное, небольшое покраснение кожи и умеренная потливость. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений. После занятий хорошее настроение, ощуще­ние бодрости.

Значительное утомление (переутомление 1 степени): значитель­ное покраснение кожи, одышка жалобы на усталость, боль в мышцах и суставах, большая потливость, восстановление частоты пульса и дыхания происхотит замедленно. Некоторое нарушение координа­ции при выполнении упражнений.

Резкое переутомление (переутомление 2 степени): подавленное состояние, нарушение координации движений, жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда тошнота и рвота, поверхностное ды­хание через рот, резкое покраснение или побледнение кожи.

Для того чтобы не уставать, необходимы: правильная дозировка нагрузок, чередование упражнений, связанных с напряжением и рас­слаблением, благоприят!ый эмоциональный фон. Понятие «утомле­ние» тесно связано с понятием «выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями еще до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому не­большое утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомле­ния 1 или 2 степени надо обратиться к учителю или врачу.



3. Раскройте механизм воздействия физкультминутокна динамику общей работоспособности человека -в течение дня. Выполните комплекс упражнений физкультминутки

Проводится физкультминутка в течение 1-2 мин. Она усиливает обмен веществ в организме, улучшает осанку, повышает внимание. В подборе упражнений для физкультминутки необходимо руковод­ствоваться следующими моментами: упражнения должны в основ­ном охватывать крупные мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить их, когда появля­ются первые признаки утомления: нарушается внимание, снижает­ся активность и т.п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс состоит, как правило, из 3-5 упражнений, повторяемых по 4-6 раз. Рекомендуется в комплексах использовать потягивание, по-22

лунаклоны и наклоны, прогибания туловища, полуприседы и присе­ды с различными движениями руками.

Один из комплексов упражнений физкультминутки И. п. - о.с. 1 - правую руку на пояс; 2 - левую на пояс; 3 _ правую руку к плечу; 4 - левую к плечу; 5-8 - то же в обратном

И. п. - руки за головой. 1 - наклон туловища вправо, руки вверх;

2-й. п.; 3-4 - то же самое влево.

И. п. - руки к плечам. 1 - резким движением руки вперед; 2 - на­клон туловища назад; 3 - выпрямиться, руки вверх; 4 - и. п,

И. п. - руки на поясе. 1. - поворот туловища направо, правую руку за голову, левую к плечу; 2-й. п.; 3-4 - то же налево со сменой положения рук.

БИЛЕТ №6

1. Какие меры предосторожности надо соблюдать по окончании занятий по плаванию?

По окончании занятий по плаванию необходимо:

При низкой емпературе, чтобы согреться, проделать несколько
гимнастических упражнений;

Выйдя из воды (на речке, озере, море), вытереться полотенцем
насухо и сразу же одеться, а если-есть возможность (в местах органи­
зованного купания, бассейне), вымыться в душевой;

Заходить в бассейн после окончания занятий строго воспрещается.

2. От чего зависит гибкость тела? Какие упражнения

рекомендуются для развития гибкости? Способность человека выполнять двигательные действия с боль­шой амплитудой движений называется гибкостью. Гибкость у детей интенсивно увеличивается в возрасте 6-11 лет, причём показатели гибкости у мальчиков ниже, чем у девочек. При систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12-15 лет. Различают активную и пас­сивную гибкость. Пассивная гибкость - способность достигать наи­большей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при Помощи партнёра и т.п.). Гибкость активная - способность достигать необходимой амплитуды движений за счёт напряжения соответству­ющих собственных мышц.

Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры окружающей среды. К упражнениям для раз­вития гибкости можно приступить только после того, как все мыш­цы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под влиянием утомления.

Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и на­клоны назад, вперёд, в стороны. Все эти упражнения выполняются с захватом (самопринудительно) или с партнёром. Перед выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т. д., размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болезненных ощущений в мышцах упражнение сле­дует прекратить.

Примерный набор упражнений для развития гибкости.

Для развития гибкости рук и плеч: 1. Руки сцепить перед гру­дью. Выпрямить руки вперёд, влево, вправо, поворачивая ладони вперёд. 2. Наклоны вперёд, руки на спинке стула. Пружинистые по­качивания, добиваясь максимального отведения рук. 3. В упоре лёжа пружинистые сгибания ног, в результате чего руки отводятся назад.

Для гибкости мышц туловища: 1. В стойке ноги врозь наклон к правой ноге, коснуться руками правой пятки. То же к левой ноге. 2. Наклоны вперёд, взяться руками"за голени. Пружинистые накло­ны вперёд, помогая себе руками и стараясь головой коснуться ног. 3. Лёжа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пру­жинистые прогибания, оттягивая ноги назад.

Для гибкости мышц ног: 1. Стоя на левой, подтянуть руками правую согнутую ногу к груди. Затем ноги сменить. 2. Стоя на пра­вой, согнуть левую ногу и подтянуть её назад. Затем сменить ноги. 3. Махи вперёд, назад и в сторону расслабленной правой, затем левой ногой. Каждое упражнение повторяется по 8-16 раз, а весь комплекс 2-3 раза с отдыхом до одной минуты.

3. Какие приёмы самоконтроля вам известны?

расскажите подробнее об одном из них и выполните

ортостатическую и функциональную пробы,

антропометрические измерения

Чтобы занятия физическими упражнениями приносили пользу, необходимо следить за состоянием своего организма, контролиро­вать своё самочувствие. Наиболее простым показателем самочув­ствия является частота сердечных сокращений (ЧСС), или пульс. Пульс можно измерить, приложив пальцы к запястью, виску, шее или ладонь к груди в области сердца. Учащённый пульс в состоянии по­коя, нарушение его ритмичности или то, что он дотго не восстанав­ливается после нагрузки, может быть следствием перегрузок.

Для определения состояния сердечно-сосудистой системы ис­пользуют ортостатическую пробу. В положении лёжа подсчитывает -ся пульс за 10 с. и умножается на 6. Затем следует встать и подсчитать пульс в положении стоя. Разница между двумя подсчётами должна быть в пределах 10-14 уд./мин. Если разница более 20 уд./мин, то ре­акция организма неудовлетворительная. Надо обратиться к врачу за советом. Для самоконтроля можно использовать функциональную пробу с приседаниями: подсчитать пульс в покое за 10 с, затем вы­полнить 20 приседаний за 30 с. и вновь подсчитать пульс (считать пульс следует каждые 10 с. до возвращения его к первоначальному значению). Нормальным считается увеличение пульса в первые 10 с. после нагрузки на 5-7 ударов, восстановление его к первоначальному значению за 1,5-2,5 мин. Увеличение пульса более чем на 7 ударов, а времени на восстановление более 3 мин. служит показателем пере­тренированности или начала заболевания.

В условиях медицинского кабинета можно измерить жизненную ёмкость лёгких (ЖЁЛ) - показатель функциональных возможностей дыхания. ЖЁЛ измеряется при помощи спирометра. Для этого надо "делать полный вдох, а затем выдох, обхватив губами мундштук при­бора. Делают 2-3 измерения и записывают наибольший показатель. По специальной формуле врач определяет состояние лёгких. Отклонение от нормы на 15% указывает на патологию (заболевание) лёгких.

Ещё один способ самоконтроля - антропометрические измере­ния: измерения роста (длины тела), окружности грудной клетки, веса (массы тела) и др.

БИЛЕТ №7

з 1. История, девиз, символика и ритуал

Олимпийских игр.

Первые Олимпийские игры, которые продолжались один день, состоялись в 776 г до н. э. Участниками были воины и соревнова­лись они только в беге на одну стадию (около 192 м). С XIV Олим­пийских игр в соревнования был включён бег на две стадии, а с XV - бег на выдержку (на выносливость). На XVIII Олимпийских играх состоялись соревнования по пятиборью. Позднее вошли в програм­му кулачный бой, бег колесниц, бег в вооружении, панкратион и др. С XXXVII Олимпийских игр (624 г. до н. э.) начались выступления детей сначала в беге и борьбе, потом в пятиборье и кулачном бою. В V в. до н. э. продолжительность игр увеличилась до пяти дней.

Олимпийские игры проводились в городе Олимпия, на берегу реки Алфей. Стадион вмещал 50 тысяч зрителей. Имелись специаль­ные места для жилья и тренировки участников игр. Участвовать в играх могли только свободнорожденные греки. Женщин к соревно­ваниям не допускали. По условиям участники игр должны были, го­товясь к ним, тренироваться 10 месяцев вне Олимпии, а затем 1-2 месяца в Олимпии под наблюдением жрецов храма Зевса Олимпий­ского, которому и посвящались игры.

На время проведения Олимпийских игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами. Указом императора Феодосия I в 394 г. н.э. Олимпийские игры были запрещены. Решение возродить Олимпийские игры и проводить их в 4 года один раз было принято на международном конгрессе в Париже 23 июня 1894 г., на котором присутствовали представители 34 стран. Инициатором возрождения Олимпийских игр выступил француз­ский педагог Пьер де Кубертен. Конгресс создал Международный олимпийский комитет (МОК).

Первые Олимпийские игры нового времени состоялись в 1896 г. в Афинах, а с 1924 г. стали проводиться и зимние Олимпийские игры.

Продолжительность летних Олимпийских игр не может превышать 15 дней, а зимних - 10 дней.

Русские спортсмены в Олимпийских играх стартовали впервые в 1908 г. (Лондон, IV Олимпийские игры), где Панин-Коломенкин в фигурном катании на коньках завоевал золотую медаль, а Орлов и Петров завоевали по серебряной медали в классической борьбе. В 26

)\2 г. наши спортсмены приняли участие в У Олимпийских играх, а ireM наступил длительный перерыв. Только в 1952 г. смогли старто- З ть на XV Олимпийских играх (Хельсинки, Финляндия) советские портсмены. Наши олимпийцы завоевали тогда 71 медаль (22 золо-ых, 30 серебряных и 19 бронзовых).

Девиз олимпийского движения состоит из трёх слов: «Быстрее, 1ыше, сильнее». Он был предложен Кубертеном и в 1913 г. утверждён Международным олимпийским комитетом.

Непременный символ всех Олимпийских игр - сплетённый из пяти колец знак, обозначающий пять частей света: Австралия - зелё­ное кольцо, Азия- жёлтое кольцо, Африка - чёрное кольцо, Америка - красное кольцо, Европа - голубое кольцо. ~

Особый порядок проведения предусматривает ритуал Олимпий­ских игр. Олимпийский огонь зажигается на родине Олимпийских игр в Греции от лучей солнца и доставляется к месту проведения. Огонь продолжает гореть в специальной чаше на протяжении всех дней и ночей, пока идёт Олимпиада. Согласно олимпийской тради­ции, парад участников открывает делегация Греции - страны, по­дарившей миру Олимпийские игры, а завершает шествие делегация страны - организатора игр. Спортивную общественность мира в связи с началом Олимпиады приветствует председатель оргкомитета проводящей страны, затем слово предоставляется президенту МОК, который предлагает главе государства объявить Олимпийские игры

открытыми.

Над стадионом раздаются торжественные звуки фанфар. Восемь спортсменов в сопровождении почетного эскорта вносят развёрну­тый Олимпийский флаг. Исполняют Олимпийский гимн, флаг под­нимается над стадионом. Организаторы прошлой Олимпиады офи­циально передают Олимпийский флаг президенту МОК, а он вручает его главе города, принимающего участников Олимпиады (флаг хра­нится в этом городе до следующих игр). После этого появляется на арене спортсмен, который передаёт огненную эстафету другому, и тот зажигает традиционный священный огонь в специальной чаше, Над стадионом звучит «Ода спорту», написанная Пьером де Кубер- т "-чюм. Один из лучших спортсменов от имени всех участников игр произносит клятву выступать в честных соревнованиях, уважая пра­вила. Клятву произносит и представитель от судей (Олимпийская клятва судей была введена в ритуал олимпиад в 1968 г. по предло­жению Олимпийского комитета СССР). Затем следуют массовые вы­ступления спортсменов.

2. Общие требования безопасности при проведении туристских походов.

На туристской тропе встречаются трудности и даже опасности Они связаны с реальными препятствиями - прохождением болот перевалов, порожистых рек, а также зависят от изменений погоды > носят эпизодический или сезонный характер, но наиболее многочис ленны те, которые вызываются неправильным поведением туристов Травмы на сложных участках пути связаны с недостаточной обще физической и технической подготовкой туриста. Наиболее часты-ми повреждениями в пешеходном туризме могут быть растяжения связок, ушибы, ожоги, потёртости и опрелости ног. Для предупреж­дения потёртостей ног следует заблаговременно подобрать обувь и хорошо разносить её.

В походе необходимо регулярно следить за чистотой ног, а в пе­риод движения обязательно надевать шерстяные носки. Придя на бивуак (ночлег в полевых условиях), следует вымыть ноги, надеть бо­лее лёгкую обувь, а если позволяет местность, то походить босиком. Туристы, имеющие нежную кожу на ногах, должны в план предпо-ходной тренировки включать ходьбу босиком. Лицам, страдающим повышенной потливостью, рекомендуется до начала путешествия обратиться к врач у-дерматологу. Чтобы избежать потёртостей в об­ласти спины, надо правильно уложить рюкзак: к спине спальный ме­шок или одеяло, палатку, на дно рюкзака тяжёлые вещи (консервные банки), а затем более лёгкие и те, которые могут понадобиться во время перехода (аптечка, хлеб). Немаловажную роль в походе играют так называемые мелочи: умение открывать консервные банки, раз­жигать костёр, рубить дрова и т.д. Пренебрежение элементарными правилами личной гигиены и несоблюдение защитных мероприятий в туристском походе могут привести к острым кишечным и инфек­ционным заболеваниям. Болезнетворные микробы могут попасть в организм человека вместе с пищей и водой (дизентерия, брюшной тиф), через повреждённую кожу и слизистые оболочки (столбняк, сибирская язва) или при укусе некоторых насекомых и животных (энцефалит, бешенство, сыпной тиф). Чтобы это исключить, надо со­блюдать следующие правила:

Постоянно следить за чистотой рук, регулярно срезать ногти;

Продукты, приобретённые у местного населения на маршруте, употреблять в пищу после термической обработки, овощи и фрукты тщательно мыть и ошпаривать кипятком;

Личную и общественную посуду после приёма пищи тщательно мыть, так как в остатках пищи размножаются микробы;

По возможности не использовать частные дома для ночлега;

При недомогании заболевший должен питаться отдельно;

Прививки против таких заболеваний, как дизентерия, столбняк, тиф. можно сделать заранее в поликлинике по месту жительства. Эти прививки обязательны для каждого туриста.

3. Как влияют на развитие двигательных способностей

занятия подвижными играми? Подробно расскажите

о порядке организации, проведения, правилах одной

или двух подвижных игр. Проведите

на ваше усмотрение подвижную игру

(если позволяют условия)

Почти с рождения человек начинает знакомиться с играми. Играя в подвижные игры, можно соревноваться в беге, прыжках, но, в от­личие от спортивных игр, подвижные игры не требуют специальной подготовки, для них нет единых правил. Одни и те же игры могут проводиться в разных условиях с большим или меньшим числом участников. Среди игр, в которые играют сегодня дети и подростки, есть и те игры, в которые играли ещё мамы и папы и даже бабушки и дедушки: «Салочки», «Лапта», «Третий лишний» и др.

Подвижные игры помогают человеку совершенствоваться в беге, прыжках, метком и далёком метании, а также стать более ловким и сильным, быстрым и сообразительным. Подвижные игры нетрудно организовать во дворе, на даче, у реки, так как они не требуют специ­ально оборудованных площадок и дорогостоящего инвентаря. Мож­но использовать для игры повязки, флажки, кегли, мелкие камешки, мячи, еловые шишки, скакалки.

Любую игру следует объяснять по схеме: название и правила игры; роли играющих и их расположение на площадке; ход игры; Цель игры (кто будет назван победителем). Заканчивается объясне­ние игры ответами на вопросы игроков. Для проведения лучше всего подобрать такую игру, которую хорошо знаешь сам: её легче объяс­нить и легче судить.

Правила игры «Ловля парами» Подготовка к игре: для игры подойдёт площадка размером с волей-больную или чуть больше. Двое водящих игроков выходят за её пределы, а остальные произвольно разбегаются в разные стороны по площадке.

Проведение игры: водящие, взяв друг друга за руки, по комац, де руководителя игры выбегают на площадку и начинают ловиц играющих. Настигнув кого-нибудь, они соединяют руки так, чтобы пойманный оказался между ними. Пойманный выходит за пределы площадки, а ловцы стараются окружить ещё одного игрока. Когд а

пойманных станет двое, они образуют вторую пару ловцов. После того как будут пойманы ещё двое, составляется третья пара и т.д. За-канчивается игра, когда будут все переловлены, кроме двух игроков Как самых ловких, их назначают новыми водящими.

Правила: играющих можно ловить, только окружив их руками. При ловле запрещается хватать игроков руками или тащить сило:". Игроки, выбежавшие за границу площадки, считаются пойманными.

БИЛЕТ №8

1. Требования, предъявляемые к одежде и обуви для занятий физической культурой и спортом

Важно правильно выбрать одежду и обувь для полноценных за­нятий физическими упражнениями. Одежда должна быть такой, что­бы её покрой и размеры не затрудняли дыхания, кровообращения, не стесняли движений.

Воротнички, манжеты, пояса, резинки и другие детали одежды не должны быть тугими. Для занятий гимнастикой, подвижными и спортивными играми, лёгкой атлетикой в помещении зимой и для тренировок на свежем воздухе летом при температуре воздуха от +14° С и выше лучше всего надевать трусы, майку или футболку. Та­кая одежда не вызывает перегревания, так как хорошо пропускает воздух и впитывает с поверхности тела пот и не мешает испарению. В таких случаях, учитывая индивидуальные особенности, можно пользоваться также тонким тренировочным костюмом из хлопчато­бумажной ткани.

В холодную погоду одежда для занятий физическими упражне­ниями должна иметь три слоя: нижнее бельё из хлопчатобумажной (льняной) ткани, фланелевая рубашка, сверху спортивный трико­тажный костюм (шерстяной свитер и брюки). На голову надевают шерстяную шапочку, на руки - варежки. 30

Для защиты от сильного ветра поверх всего можно надеть лёгкую ^уптку из плащевой ткани. Обувь должна полностью соответствовать се м особенностям строения стопы и быть удобной в движении. Не­удобная, тесная обувь с грубыми швами и складками ухудшает крово­обращение и согревание стопы. Она вызывает ссадины, мозоли и по­тёртости. Зимой спортивную обувь надо надевать на шерстяной носок, под которым хорошо иметь ещё и тонкий из хлопчатобумажной ткани. Слишком свободная обувь тоже неудобна: она натирает кожу.

Одежда и обувь нуждаются в постоянном уходе. Бельё, приле­гающее к телу, необходимо стирать после каждой тренировки. За­грязнённую и намокшую обувь очищают, просушивают и смазывают кремом. Хранить спортивную одежду и обувь надо в проветривае­мом месте.

2. В чём заключается поддержание репродуктивной функции человека средствами физической культуры?

Вопрос о поддержании репродуктивной функции человека сред­ствами физической культуры на первый взгляд кажется наивным и несколько некорректным, как бы ещё и нескромным. Но это толь­ко на первый взгляд, а на самом деле вопрос достаточно серьёзный. Стоит только на минуту задуматься над очень простой ситуацией: возможно ли повлиять на собственную наследственность, и если да, то каким образом и при помощи чего? Характер наследования таких признаков, как вес, рост, уровень артериального давления, устойчи­вость или предрасположенность к различным заболеваниям, опре­деляется сложным взаимодействием генов. В то же время в значи­тельной степени развитие указанных признаков зависит от влияния и воздействия окружающей среды. Человек, предрасположенный к худощавости, в случае избыточного питания может повлиять на свою наследственность и сделать организм предрасположенным к полноте. Проявление наследственности до возраста, когда человек на­чинает осознавать самого себя, протекает как бы автоматически, полностью под влиянием окружающей среды, которую обеспечива­ют родители. С момента осознания себя человек приобретает спо­собность оказывать воздействие на ход собственного развития, ум­ственную и двигательную деятельность. Наследственность человека невозможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование средств физической культуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание репродуктивной функции человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической куль­туры, чтобы не нанести вреда.

Вспомним основные средства физической культуры. Это гигие­на, физические упражнения, закаливающие процедуры. Необходимо помнить, что гигиена - не только залог здоровья и бодрости, а ещё и необходимое условие предупреждения травм, получения от каждого тренировочного занятия максимальной пользы.

Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви и другие составляющие повседневного быта. Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа - не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий, игра­ет важную роль в тепяорегуляции организма, в процессе дыхания. Для эффективного выполнения кожей вышеперечисленных функ­ций необходимо её содержать в чистоте и хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его прохладной водой с последующим растиранием кожи полотенцем. Лицо, шею, руки следует мыть не реже двух раз в день - утром и вече ром. Умываться утром лучше холодной водой, она придаёт бодрость, способствует закаливанию. Особенно тщательным должен быть уход за кожей при занятиях физическими упражнениями.

Люди веками боролись и продолжают бороться с болезнями, опираясь при этом на естественное закаливание. Рецепт этого «элик­сира здоровья» прост: солнце, воздух и вода (см. БИЛЕТ № 4 - ответ на вопрос 3).

Когда занятия физическими упражнениями построены разумно, нагрузки увеличиваются постепенно, интервалы отдыха обеспечи­вают нормальное и своевременное восстановление сил и энергии, то они не могут быть причиной возникновения болезней и травм. Только при неправильном режиме и методике тренировки, исполь­зовании чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном состоянии или других нарушениях режима (сочетания больших физических и умственных напряжений, употребление алкоголя и наркотиков, на­рушение сна, режима питания и т.д.) могут возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья, что отрицательно сказывается и на репродуктивной функции человека.

3 В чём видится целесообразность индивидуального

контроля за результатами двигательной

подготовленности. Составьте план реализации

индивидуального контроля за собой.

Зачастую путают два понятия: «физическая подготовленность» и «физическая подготовка». Физическая подготовленность - это результат физической подготовки, выражающийся в определённом уровне развития физических качеств, а также двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной де­ятельности (трудовой, спортивной и т.п.).

В зависимости от цели определения уровня двигательной подго­товленности выбирается наиболее целесообразная система оценки. С помощью специальных нормативов оценивается физическая подго­товленность в следующих случаях: на уроках физической культуры, на экзаменах по физической культуре, при поступлении в военно-учебные заведения, в отряд космонавтов, во время классификацион­ных соревнований на присвоение спортивного разряда по какому-либо виду спорта.

Опираясь на определённые единицы измерения (метры, санти­метры, километры, секунды, минуты, разы и т.п.), физическую подго­товленность можно оценить по приростам, что в большей мере под­ходит для индивидуального контроля за результативностью исполь­зованных во время занятий физическими упражнениями средств и

Например, двое юношей при равном физическом развитии (весе, росте и т.д.) в сентябре показали одинаковый результат в прыжках в Длину с места, который был равен 155 см. Повторное измерение в кон­це учебного года (май) показало, что у одного из них результат стал 180 с м, а у другого 170 см. Индивидуальный прирост у первого составил 25 см, у второго-15 см. Рассмотрев эти приросты с учётом того, как они занимались физическими упражнениями и какой вели образ жизни, можно выработать для них индивидуальные рекомендации по нагруз­кам во время занятий физическими упражнениями, режиму питания,

т РУДа и отдыха.

Контроль за уровнем развития физических качеств можно осу­ществлять, используя таблицы, приведённые ниже.

Дневник самоконтроля

1. Ьег на эО м с высокого старта. По команде «На старт!» подойти к линии старта и занять исходное положение. По команде «Внима­ние!» наклониться вперёд и по команде «Марш!» бежать к линии фи­ниша по своей дорожке. Время определяется с точностью до 0,1 с.

2. Поднимание туловища выполняется из положения лёжа нь спине (на гимнастическом мате или на полу) за 30 с. И. п. - лёжа, ноги зафиксированы носками под нижней рейкой гимнастической стенки или удерживаются партнёром, колени согнуты под углом 90о, руки за головой. По команде «Упражнение начинай!» включают секундомер Участник поднимается до положения сидя (вертикально), касается локтями коленей и возвращается в и.п.

3. Бег на 2000 м (3000 м) может проводиться как по беговой до рожке на стадионе, так и по срсднепересечённой местности (ус.™ для бега должны быть одинаковыми, как и в первый раз).

4. Бег на быстроту выполняется на месте с максимальной часто­той и высоким подниманием бедра в течение 10 с.

го времени подсчитывается число касаний коленями ладоней рук, со­гнутыми под углом 90° (руки сначала опускаются вдоль туловища, а затем сгибаются в локтевых суставах до 90° - это и будет положением для рук во время выполнения бега).

5. Подтягивание (мальчики выполняют упражнение из виса хватом сверху на высокой перекладине, девочки - из виса лёжа на подвесной перекладине, устанавливаемой на высоте, индивидуаль­но подобранной для каждой школьницы). По команде «Упражнение начинай!» выполняют подтягивание до уровня подбородка, а затем опускание на прямые руки. Упражнение выполняется ровно, без рывков. При выгибании тела и сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

6. Шестиминутный бег можно выполнять как в спортивном зале (по размеченной дорожке), так и на стадионе (по кругу). Для более точного подсчёта беговую дорожку разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегун останавливается, и определяется его резуль-


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении