lionfitnessclub.ru – В спорте каждый день

В спорте каждый день

Техника исполнения прыжков в фигурном катании. Лутц. Лутц прыжок в фигурном катании Перекидной прыжок вполоборота

Прыжок лутц в фигурном катании — второй по сложности элемент, уступающий только акселю. Его стоимость также одна из самых высоких, ведь определяется количеством и качеством сделанных оборотов в воздухе.

Прыжок относится к зубцовым (носовым), выполняемым с минимальным раскручиванием в стадии изготовки.

План подсчета балловлутца:

  • одинарный — 0,6 балла;
  • двойной — 2,1 балла;
  • тройной — 6 баллов;
  • четверной -13,6 балла.

Прыжок лутц: характеристика и описание

Априорно считается, что лутц — мужской прыжок. Максимальное количество оборотов (4), проделанных в воздухе, зафиксировано в 2011 году за мужчиной.

Он имеет силовой характер, ведь качество исполнения определяются скоростью и вложенной силой спортсмена. Поэтому элемент выполняется с минимальным преротейшеном, но максимальной отдачей в движении корпуса в воздухе.

Траектория движения по всей длине элемента внешне похожа на растянутую букву S. Для захода характерно долгое пребывание спортсмена в стадии набора скорости и изготовки. Он медленно катится спиной по дуге и делает резкий отрыв с толчка свободной ноги. При этом опорная остается в упоре на внешнее бедро конька.

Как делать лутц в фигурном катании

Техника выполнения лутца во многом схожа с флипом: фигурист, при подготовке к толчку, скользит в направлении назад-наружу, при этом без перемены ноги и разворотом корпуса в сторону, противоположную направлению прыжка. Далее, следует толчок свободной ноги с отрывом сначала опорной, а потом и самой толчковой ноги.

В деталях схема исполнения выглядит так:

  1. Заход на выполнение. Делается с помощью сильного скоростного шага — одной подсечки левой ноги.
  2. Стадия изготовки. Спортсмен начинает дугообразное движение с разворотом корпуса в сторону, противоположную вращению в воздухе.
  3. Толчок. Приняв легкий присед на опорной конечности, фигурист ставит толчковую ногу (зубец лезвия) на лед на расстоянии 2-3 коньков сзади опорной и выпрыгивает за счет собственной силы вверх.
  4. Вращение делается против часовой стрелки — если выполняет правша и почасовой — если левша.
  5. Завершение происходит на движение назад-наружу с правой ноги по приземлению.

Такой элемент имеет технические и тренировочные особенности, ведь несмотря на схожесть со многими другими, — это самостоятельный прыжок. Он имеет большую эффективность при правильном его исполнении и высоко оценивается судьями.

Типичные ошибки:

  1. Разбег. Заход на выполнение делается с левой ноги, при этом обязательно начало с внешней стороны конька. Именно наклон лезвия конька внутрь снимает драгоценные баллы.
  2. Толчок. Главный бич лутца — отрыв с внутренней стороны и сильная раскрутка еще до взмывания в воздух. Конек должен буквально падать носом в лед, а не под углом, так как это увеличивает градус преротейшена, а значит, снижает качество чистых оборотов.
  3. Полет. Обороты выполняются именно с начала движения корпусом и дополняются стопорящим скольжением коньков, а не наоборот. В тренировочном процессе важно потихоньку оттачивать баланс между поворотом корпуса в нужный момент для толчка ногой, иначе количество вращений будет не максимальным.
  4. Приземление. Обязательно на правую ногу с движением назад-наружу, ведь любое иное считается технически неверным.

В ходе учебных занятий нужно научиться правильно отрываться ото льда (соблюдая вертикаль), начинать вращение корпусом (плечами и грудью) и приземляться на правую ногу. Это база лутца, совершенствование которой приведет к большому количеству баллов за минимальное время на льду.

  • Постоянно практикуйте выполнение прыжка от начала до конца. Делайте его дома в гостиной, на улице на траве, в фойе школы! Тренируйтесь также и на льду. Мышечная память играет здесь важнейшую роль.
  • Если вы разучиваете прыжок впервые, не думайте о приземлении, концентрируйтесь только на вращении. Как только вы сможете совершить полный виток, начните думать о петле после акселя, это поможет вам приземлиться на правую ногу.
  • Никогда не забывайте о положении рук! Обычно, если вы складываете руки, ваши ноги также автоматически скрещиваются. Также, если вы кладете руки на правое плечо, вы вращаетесь в воздухе быстрее.
  • Да, это будет звучать невероятно глупо, но это действительно работает! Представьте себе идеальный аксель. Начните скользить назад. Вообразите, как отрываетесь от земли. Делайте то, что вы представляете. Представьте, как вы складываете руки и скрещиваете ноги. Делайте все так, как это происходит у вас в голове. Представьте идеальное приземление. Сделайте так же. Поверьте, это на самом деле работает! Мой тренер попросил меня делать это, и я завершил прыжок! Однако, помните, что, даже если вы успешно приземлились в первый раз, возможно, вы не сможете сделать это во второй – и это нормально, потому что затем вы проанализируете, что вам необходимо для того, чтобы выполнить прыжок чисто и безопасно. Достичь постоянства в выполнении этого прыжка – самый сложный этап, но не сдавайтесь!
  • Вам понадобится гораздо больше усилий и работы. В среднем, чтобы научиться выполнять аксель, требуется год. Иногда больше, но пусть это вас не смущает! Это вполне выполнимо, и, если вы сделали это однажды, следующий прыжок дастся вам гораздо легче.
  • Тренируйтесь выполнять аксель каждый раз, когда идете кататься на коньках! Совершенство приходит со временем. Это прыжок, который требует 150 падений – но зато 151-я попытка будет успешной!
  • Каждый раз, когда вы делаете прыжок – мысленно, на земле или на льду – держите в голове фразу «Я могу это сделать». Затем, прыгайте. Важно, чтобы вы повторяли эти слова еще до того, как начнете тренироваться на льду: фраза начнет ассоциироваться с успешными прыжками, и при выполнении акселя на льду вы будете думать, что вы делаете его на другой поверхности – как результат, вы безупречно совершите прыжок.
  • Пусть кто-то, кроме тренера, посмотрит на ваше исполнение акселя. Вам может казаться, что ваши ноги скрещены, но на самом деле это может быть не так.
  • Представьте, что вы медленно прогрессируете в исполнении акселя, но вы хотите резкого прорыва. Вы устали от бесконечных попыток, потому что кажется, что вы двигаетесь в никуда, но однажды внезапно у вас все получается! Терпеливо идите к этому дню и никогда не останавливайтесь.

Н азван по имени немецкого фигуриста Лютца.">Лутц * . Это один из наиболее сложных и в то же время эффектных носковых прыжков. В исходном перед толчком положении фигурист скользит назад-наружу по пологой дуге. Свободная нога впереди, а одноименная ей рука несколько отведена назад; взгляд обращен вперед. При подготовке к толчку свободную ногу проносят назад рядом с опорной, а плечи поворачивают в сторону, противоположную вращению в полете, на угол, определяемый подвижностью позвоночного* столба. Толчковую ногу ставят на лед на расстоянии двух-трех длин конька сзади опорной ноги и на расстоянии одного конька в боковом направлении. В результате энергичного отталкивания обеими ногами фигурист отрывается ото льда. Первой покидает лед опорная нога, затем толчковая.

Вращательное движение в прыжке лутц может быть создано двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубца конька толчковой ноги. Оба они отчетливо видны в серии последовательных рисунков при отталкивании в прыжке двойной лутц (рис. 47). Вращение начинает создаваться с поворота верхней части тела. И только после этого может быть начато стопорящее движение. При обратном порядке или одновременном выполнении обоих способов эффективность поворота верхней части тела значительно падает, так как времени с момента касания коньком льда до отрыва часто оказывается недостаточно для того, чтобы придать достаточную угловую скорость верхней части тела. Такие варианты техники толчка затрудняют выполнение вращательного движения.

Позднее начало стопорящего движения также является ошибкой, так как поворот тела в этот момент оказывается чрезмерным. Он осложняет выполнение отталкивания и приводит к уменьшению высоты прыжка.

Попытки создать начальное вращение искривлением толчковой дуги приводят к искажению характера прыжка - он превращается в прыжок сальхов с дополнительным толчком зубцом конька маховой ноги.

При освоении прыжка важное значение имеет амплитуда вращательного движения верхней части тела. Для развития подвижности позвоночного столба целесообразно выполнять вращательные движения с гимнастической палкой или штангой на плечах весом 15 - 30 кг (в зависимости от возраста фигуриста). Увеличение амплитуды поворота позволяет увеличить и путь разгона вращающейся части тела, что, в свою очередь, способствует достижению более высокой угловой скорости, а следовательно, и большей величины начального вращения.

В качестве упражнений, направленных на совершенствование техники создания вращательного движения, .рекомендуется также использовать каскадное выполнение прыжков валлей и лутц без толчка зубцом конька. Выполнение этих прыжков сопровождается энергичным вращательным движением верхней части тела, весьма важным для успешного овладения прыжком лутц.

Овладение стопорящим движением в прыжке лутц, как правило, проходит легче и быстрее, чем освоение вращательного движения головы, плеч и рук. Для выработки правильного согласования вращения плеч со стопорящим движением важно добиться, чтобы перед толчком в верхней части тела фигурист имел ярко выраженный отрицательный поворот. Такое исходное положение обеспечивает большую амплитуду вращательного движения, создает предпосылки для повышения его эффективности.

Как только исходное положение освоено, внимание фигуриста обращают на то, что первым во вращательное движение следует привести верхнюю часть тела, а лишь затем ставить зубец толчковой ноги на лед. Следует иметь в виду, что постановка толчковой ноги на лед в момент, когда положение линии плеч приблизительно перпендикулярно к направлению движения, обеспечивает оптимальное сочетание поступательного и вращательного движений тела в полете.

При освоении прыжка лутц очень важно выбрать вариант техники движения туловищем в толчке. Отталкивание в этом прыжке затрудняет маховые движения конечностей в направлении общего движения тела, т. е. вперед-вверх. Недостаточная эффективность маховых движений конечностями здесь может быть компенсирована маховым движением туловищем.

Анализ кинограмм свидетельствует о том, что многие спортсмены (Д. Джексон, Г. Зейферт, Д.-М. Петкевич, Д. Хэмфри, М. Сано,

С. Четверухин и др.) выполняли прыжок лутц в 2 и 3 оборота, используя ярко выраженное маховое движение туловищем.

Овладение техникой такого движения, вызывающего уменьшение нагрузки на толчковую ногу, удобно начинать с имитации в зале. Из положения ласточка фигурист должен резко выпрямить туловище до вертикального положения. При этом необходимо следить, чтобы свободная нога постоянно находилась на одной линии с туловищем. Затем то же упражнение повторяют из положения ласточка на сильно согнутой ноге. В дальнейшем упражнение усложняют, используя резиновый амортизатор, прикрепляемый одним концом к шее фигуриста, а другим - к неподвижному предмету на полу. После того как это движение освоено, одновременно с разгибанием туловища выполняют вращательное движение головой, плечами и руками вокруг продольной оси тела.

При овладении маховым движением туловищем следует учесть, что на величину вертикальной состав 1яющей опорной реакции в значительной степени влияет центробежная сила, зависящая от скорости махового движения. Поэтому внимание здесь главным образом должно быть обращено на достижение высокой скорости этого движения. Вместе с тем использование указанных упражнений позволяет избежать одной из наиболее распространенных в прыжке лутц ошибок - наклопа продольной оси тела в полете и приземлении.

Флип *. Чаще всего этот прыжок выполняют после тройки вперед-наружу - назад-внутрь с постановкой конька толчковой ноги сзади на зубцы (рис. 48). После поворота тройкой в исходном перед толчком положении свободная нога и одноименная ей рука отведены назад, что облегчает последующее вращательное движение верхней частью тела. В процессе толчка к начальному вращению, полученному поворотом верхней части тела, добавляется вращение, возникающее вследствие стопорящего движения зубцами конька толчковой ноги.

Фигурист должен добиваться энергичного разгибания не только толчковой ноги, но и опорной, иначе недостаточное отталкивание опорной ноги вызовет наклон тела вперед при приземлении. В этом отношении толчок в прыжке флип аналогичен толчку в прыжке лутц.

Прыжок флип может также начинаться переступлепием с хода вперед-внутрь на ход назад-внутрь (см. рис. 48, б). Этот вариант аналогичен подходу подходу в прыжке сальхов и обладает теми же особенностями: в толчке положение более устойчиво и несколько сложнее создание начального вращении.

Тулуп * . Это один из наиболее простых носковых прыжкоп (рис. 49). Сравнительная простота выполнения толчка, так же как и в прыжке сальхов, в значительной степени объясняется легкостью создания начального вращения. Выполнение толчка облегчено также благодаря тому, что вращение в полете происходит в ту же сторону, что и при подготовке к толчку и во время толчка (т. е. положительное). Осуществляют его двумя способами: поворотом тройкой вперед-внутрь - назад-наружу и постановкой носка конька толчковой ноги назад в направлении общего движения тела (см. рис. 48, а). Для толчка используют также троечный переход вперед-наружу (см. рис. 48, б). Первый способ выгоднее с точки зрения выполнения максимального числа оборотов; второй же способ обеспечивает более устойчивое выполнение толчка.

Механика прыжка близка к прыжку сальхов. Но здесь значительно более короткая толчковая дуга назад-внутрь - по существу, это короткий след (10-30 см) внутренней стороной зубцов конька.

Прыжок тулуп отличается высокой скоростью нарастания величины угловой скорости вращения тела в толчке (см. рис. 26, г). Это объясняется высокой эффективностью стопорящего движения коньком толчковой ноги, выполняемого в конечный момент толчка. Возможность быстро достичь высокой скорости вращения тела делает прыжок одним из наиболее удобных для совершения трех оборотов.

При открытом или затяжном вариантах выполнения прыжка маховые движения в нем заканчиваются, как в акселе. Если фигурист намерен совершить максимальное число оборотов, лучше выполнять маховое движение более сдержанно, подобно соответствующему варианту толчка в прыжке сальхов. При этом важно контролировать ось вращения - в полете она должна проходить через опорную ногу.

Одной из распространенных ошибок является чрезмерно скрещенное сзади положение толчковой ноги в начале отталкивания. Чтобы правильно поставить толчковую ногу, необходимо выполнить поворот тройкой единым движением всего тела, не допуская значительного поворота верхней части тела относительно таза. Ставить толчковую ногу на лед нужно сразу же после окончания поворота тройкой.

В качестве вспомогательного упражнения целесообразно включать в тренировки последовательное выполнение троек вперед-внутрь - назад-наружу.

Шпагат. Это прыжок, в котором главное - высоко поднять ноги и зафиксировать положение шпагата в верхней точке полета. Для овладения им наиболее целесообразно использовать толчок после пе-реступания с хода вперед на ход назад с отведением свободной ноги и одноименной ей руки назад. При отталкивании следует обращать внимание прежде всего на высокий взлет и принимать положение шпагата лишь в верхней точке. Распространены «русский» и классический варианты шпагата (рис. 50, а, б). Первый чаще выполняют мужчины, второй - женщины.

Приземление в прыжке шпагат имеет свои особенности. Начинается оно на носок конька опорной ноги; а дальше фигурист возможно более быстро и энергично выполняет переход к тройке вперед-внутрь - назад-наружу на толчковой ноге.

Лутц - прыжок в фигурном катании, названный в честь фигуриста Алоиза Лутца, впервые исполнившего его в далёком 1913-м году. В исходном перед толчком положении спортсмен скользит назад-наружу по пологой дуге. Затем он приседает на опорной ноге, свободной упирается зубцами в лёд и выполняет прыжок. Вращательное движение в прыжке лутц создаётся двумя способами: вращением верхней части тела и стопорящим движением зубца конька толчковой ноги. Попытки предварительной ротации на льду меняют саму суть прыжка, так как именно силовой его характер (долгое время тройной лутц считался чисто мужским прыжком) и большее (относительно других прыжков) реальное количество оборотов в воздухе определяют его высокую базовую стоимость.

Но, благодаря мягкому отношению судей к этому, правильная техника исполнения лутца постепенно становится раритетом. Всё больше спортсменов и тренеров осваивают современные технологии с отталкиванием с использованием ребра и преротацией. Начнём с примеров анти-лутца.

Отрыв с чистейшего внутреннего ребра, отталкивание ребром. Можно рассматривать это как неправильный сальхов с дополнительным отталкиванием второй ногой. Можно - как флутцбергер (флутц + риттбергер), так как отрыв осуществляется с ребра правой ноги с преротацией, как в риттбергере. Одно очевидно - это никакой не лутц, а непонятное нечто, заслуживающее отметки "е" в протоколах и максимальной сбавки (-3 за неправильное ребро и -2 за плохой отрыв, итого -3 без вариантов, несмотря ни на какие руки на макушке).

Преротейшн 180 градусов на лутце, где в норме он должен быть от практически 0 до 90 (самый максимум).

Далеко не всё ладно с лутцем и у действующего чемпиона мира среди мужчин. Всё тот же Чемпионат Европы этого года, ракурс не очень хороший, но видно, что ребро как минимум сомнительное (обязательна пометка "!" в протоколе):

Всё то же использование ребра при отталкивании:

И всё та же предварительная ротация, превышающая допустимую для данного прыжка:

Но если Хавьер прыгает только один тройной и выигрывает на благосклонности судей копейки (по меркам мужского катания), то новое поколение уже вовсю учит дорогие четверные лутцы по новым методикам. Безусловным "лидером" здесь является чемпион мира среди юниоров Винсент Чжоу с недочетверным флутцбергером. Старается не отставать и серебряный призёр - Дмитрий Алиев:

Да, с таким лутцбергером немудрено выучить лутсик в три с небольшим реальных оборота и выдавать его за четверной. Недаром его последний лутц в инстаграме мало кто признал за четверной.

Однако в целом российские одиночники делают лутц очень качественно. Отталкиваются зубцами, градусы не скрадывают. К таковым относятся, например, Александр Самарин, Максим Ковтун, а самым ярким образцом, пожалуй, является Михаил Коляда:

Зубцы в лёд - и в воздух! Преротация околонулевая, точнее вообще отсутствует, так как это уже детали техники исполнения, а преротейшн - это превышающая пределы умышленная кража части оборота. Неудивительно, что Михаилу пока не даётся четверной лутц - с его правильным исполнением прыжка ему обычно не достаёт 45+ градусов докрута, которые обладатели "читерной" техники давно легко бы спрятали в прер.

Точно так же образцово исполняет лутц Артур Дмитриев-младший.

В женском катании среди топовых фигуристок правильным лутцем обладает Елена Радионова - судя по всему, Инна Гончаренко в целом сильна в постановке техники прыжков. Неудивительно, что с пубертатом Елене пришлось подкачивать ноги под её силовое исполнение лутца, и всё равно она его порой немного недокручивает, порядка 45-60 градусов, из-за чего страдает качество выездов. Но это совершенно не значит, что она чем-то хуже читерящих юниорочек.

А самая высокая концентрация правильных лутцев, конечно, в группе Алексея Николаевича Мишина. Часто люди спрашивают, что же у них со всей Мишинской техникой не всё получается и они, бывает, уступают тем или иным соперникам/соперницам? Так настоящий лутц СЛОЖНЕЕ! Елизавета Нугуманова:

Зубцы в лёд - и в воздух! По классике. Преротация в пределах 60 градусов и таковой, собственно, и не является - обычное закручивание в прыжок. Но у Лизы пока ещё не хватает сил и порой вылезают недокруты, которые легко можно было бы спрятать в прер с техникой а-ля Дудаков-Тутберидзе.

Схожее исполнение у Елизаветы Туктамышевой, с той лишь разницей, что с мощью у неё всё в порядке и недокруты вылезают крайне-крайне редко. Когда пишут, что идеальная техника Туктамышевой миф только потому, что она не штампует по 7 тройных в каждой произвольной, это сразу выдаёт ничего не понимающего в фигурном катании человека. Техника - это не стабильная долбёжка прыжков (зачастую с большими преротейшенами), а правильное и качественное исполнение:

Каролина Костнер, хотя училась и не у Мишина, также является обладательницей настоящего лутца. И вообще всегда отличалась эталонным исполнением прыжков и скручиванием их в воздухе, отсутствием недопустимых преротейшенов.

Самое интересное, что, несмотря на прописанные в правилах кары за указанные в посте нарушения при исполнении лутца, на практике они не применяются. Даже на неправильные рёбра судьи нередко закрывают глаза, что совсем уж финиш. Про неправильный отрыв нечего и говорить. Таким образом, "читерный" лутц выгоднее со всех точек зрения: он менее энергозатратен (после него легче чисто доделать остальную часть программы), его легче сделать (меньше оборотов за счёт преротации), его реже срывают, он позволяет потенциальный недокрут спрятать в преротейшн. Более того - критерий "лёгкости исполнения" в гое (оценке за качество исполнения) на нём также легче получить: подпрыжка а-ля Мияхара, конечно, будет выглядеть сделанной без усилий на фоне настоящего, силового исполнения. Для лутца - такого, каким он должен быть - это даже анти-критерий, получается.

Эпичнейшая преротация Мияхары

Вывод из всего этого, конечно, не в том, что завтра же все бежим разучивать читерскую технику лутца. А в том, что фигурное катание вплотную подошло к необходимости изменений в правилах, поощряющих правильное, техничное исполнение. Про рёбра в них уже есть, надо только соблюдать, а добавить надо ещё про отталкивание, причём прямо в базовую стоимость прыжка - в виде поощрений правильного исполнения или же понижений за "читерское". Иначе волны новых фигуристов с неправильной техникой захлестнут фигурное катание, а спортсмены с правильной и дальше будут оставаться в невыгодном положении. А те же женские соревнования окончательно скатятся к тому, чья Федерация лучше накрутит оценки своей "Мияхаре" - еле отрывающейся ото льда и скрадывающей на нём обороты, зато стабильной-престабильной.

Каролина с Лизой поднимают тост за правильный лутц. Присоединяйтесь!

Прыжок , от английского toe loop - «петля на носке», считается одним из относительно простых. Чаще всего на этот прыжок заходят с правой ноги, с шага называемого « », когда меняют направление движения, поворачиваясь на одной ноге. Двигаясь назад, спортсмен отталкивается ото льда носком левого конька. Приземляется фигурист опять же на правую ногу, продолжая движение назад.

Изобрел прыжок в 1920-ые годы профессиональный американский фигурист Брюс Мэйпс. В художественном на роликовых коньках прыжок до сих пор называют его именем. Тройной тулуп, то есть тулуп в три оборота, впервые выполнил на чемпионате мира 1964 года, проходившем в немецком Дортмунде, другой американский фигурист Томас Литц. Кто из женщин впервые исполнил тройной тулуп, достоверно неизвестно.

Сегодня ведущие мастера фигурного катания освоили тулуп в четыре оборота. По одним данным первым на официальных соревнованиях исполнил его Александр Фадеев в 1983 году, по другим чешский спортсмен Юзеф Сабовчик в 1986 году. Правда, в обоих случаях прыжок не был засчитан судьями из-за ошибок. Первый засчитанный четверной тулуп выполнил канадец Курт Браунинг. Женщинам тулуп в четыре оборота пока не покорился. Несколько раз его неудачно пыталась выполнить француженка Сурья Бонали.

Прыжок лутц

Прыжок лутц назван в честь австрийского фигуриста Алоиза Лутца впервые его исполнившего на официальных соревнованиях в 1913 году. Техника прыжка такова. Фигурист движется назад по длинной дуге на наружном ребре левого конька. Приседает на той же левой ноге и, отталкиваясь ото льда носком правого конька, раскручивается против часовой стрелки за счет замаха руками и туловищем. Приземляется фигурист уже на правую ногу.

Лутц - очень сложный прыжок, потому что производится с контр-вращением. Естественный порыв организма при его исполнении - перейти в последний момент с наружного ребра конька на внутреннее. В результате получается нечто среднее между прыжками лутц и флип. Специалисты неофициально называют этот неправильный лутц - «флутц» и судьи значительно снижают за него баллы.

Первым фигуристом, исполнившим лутц в три оборота, стал канадец Дональд Джексон. Произошло это на чемпионате мира 1962 года. Лишь 12 лет спустя повторить прыжок смог спортсмен из ГДР Ян Хофман. Среди женщин первой выполнила тройной лутц швейцарская фигуристка Дениза Бильманн в 1978 году. Четверной лутц первым покорился американцу Брендону Мрозу на гран-при 2011 года.


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении